Какой бывает живопись – виды, особенности, характерные признаки разных стилей

Основные направления в живописи: особенности и отличия каждого

Каждое произведение изобразительного искусства прекрасно по-своему, но в этом не только заслуга художника. Существуют разные виды художественной живописи. Они без четких границ, строгих правил и могут плавно перетекать, совмещаться, дополнять друг друга. Искусство постоянно развивается и дополняется самими мастерами, «чистых» стилей не существует. Это не числа в математики, а творчество, способность выразить свои мысли, идеи, изобразить реалистичный или выдуманный сюжет. Только благодаря смешиванию и дополнению, зритель имеет возможность лицезреть уникальные картины. Рассмотрим, какая бывает живопись.

Содержание статьи:

  • Краткое описание основных направлений
  • Импрессионизм
  • Экспрессионизм
  • Кубизм
  • Романтизм
  • Неоклассицизм
  • Поп-арт
  • Романтизм
  • Реализм
  • Сюрреализм
  • Символизм
  • Абстракционизм
  • Анималистика
  • Морской пейзаж (марина)
  • Портрет
  • Стрит-арт
  • Натюрморт
  • Минимализм

Краткое описание основных направлений

Человеку, связанному с искусством интересно познакомиться с разными направлениями живописи. Понять, как их различать, что в них общего, особенного, как работать в том или ином направлении. Основные виды живописи невозможно представить без следующих жанров.

Импрессионизм

В основу названия легла картина Клода Моне «Impression, soleil levant». Направление подразумевает работу под открытым небом. Картины прекрасно передают световое восприятие художника. Характеристики: тонкие, полупрозрачные мазки, точная передача светового ощущения. Композиция открытая, с элементами динамики, движений, допустимо необычное виденье предметов.

Экспрессионизм

Современное и неординарное направления в живописи, зародившееся в начале 20 века. Первые картины появились в Германии. В начале своего развития экспрессионизм охватывал еще и поэзию. Мастера, работающие в этом жанре изображают мир со своей точки зрения, каким они его видят, искажая реальность для более сильного эмоционального восприятия. Зритель невольно задумывается и переживает сюжет, переданный через полотно. Яркие представители: Кирхнер, Амедео Модильяни и другие.

Кубизм

Это жанр авангардного искусства, основанный знаменитым Пабло Пикассо в 20 веке. Кубизм спровоцировал переворот в скульптуре, архитектуре, живописи. Характерные черты: абстракция, искажение, перекомбинированние, изображение ломанных элементов.

Модернизм

Рассматривая виды и жанры живописи, невозможно опустить Модернизм. Глядя на картину в этом стиле, перед зрителем открывается объединение разных техник, тенденций культуры, 19-20 века. Живописцы называют его «другим искусством», благодаря которому удается создавать картины, которых не было раньше, с авторским виденьем ситуации. В этом жанре работал Пабло Пикассо.

Неоклассицизм

Стиль многогранный, соединяющий элементы классики и античности. Чтобы написать картину в этом направлении, важно накопить знания церковных канонов. Художники пытались реконструировать события и вводить свои правила в создание композиций.

Поп-арт

Как отдельный вид творчества, поп-арт возник в Великобритании, в 1952 году. Рассматривая этот вид искусства, невозможно не упомянуть Энди Уорхола. Большинство его работ выполнены в этом жанре. Основная тема композиций — повседневные предметы. Мастера иронизируя происходящее. Поп-арт мы видим в карикатурах, мемах, рекламных изображениях.

Романтизм

Основа стиля — сильные, неподдельные эмоции. Зритель переживает их по-настоящему. Больше всего ценится страх, ужас, трагедия, привязанность, благоговение.

Реализм

Рассматривая основные направления в живописи, в обязательном порядке нужно упомянуть реализм. Задача мастера, работающего в этом стиле — изобразить предметы и ситуации через призму определенных мирских канонов и правил. В картинах просматривается четкий протест против романтизма. Главные цели художников — изобразить истину и точность. Представители: Жюль Бретон, Илья Репин.

Сюрреализм

Возник в 1920 году. Символизирует обнажение души, психологических истин с помощью окружающих предметов. Цель — создать целостный образ из отдельных элементов, чтобы вызвать неподдельные эмоции и сопереживание.

Символизм

Это протест в сторону духовности и мечтам. Раскрылся в Европе в 19 веке. Повлиял на экспрессионизм и сюрреализма, хотя эти жанры существовали независимо от символизма.

Абстракционизм

Читатель уже знает, какие бывают виды живописи, но без Абстракционизма список не полный. Направление символизирует отказ от действительности, правильности форм. Задача мастера — показать сюжет картины посредством ярких оттенков и различных форм. Такой подход четко просматривается в картине «Желто-красно-синее» Василия Кандинского.

Анималистика

Это вид искусства с изображением животных. В основу легло слово «animal», что в переводе с латинского означает «животное». Это своеобразная культура показать зрителю как живут различные представители фауны, как они выглядят, передать их характер.

Морской пейзаж (марина)

В качестве отдельного жанра выделился в Нидерландах, в 17 веке. На картинах изображены морские пейзажи, сцены морских сражений и прочие события, происходящие в морской пучине. Данный жанр относится к пейзажам.

Портрет

Художники-портретисты изображают лица людей, то есть передают визуальные характеристики модели. На картинах в таком стиле зритель имеет возможность лицезреть облик выдающихся и просто симпатичных людей. Особую ценность представляют портреты Богоматери, Иисуса Христа.

Стрит-арт

Это уличное искусство, отличающиеся ярко выраженным урбанистическим характером. Основной элемент — граффити, однако это не идентичные понятия.

Натюрморт

В его основе изображение неодушевленных предметов. В дословном переводе означает «мертвая природа». Благодаря этому направлению у зрителей есть возможность любоваться композициями из овощей, фруктов, предметов обихода, букетов. В этом жанре работал Ж. Б. Шарден, Ренуаром, Ван Гог.

Минимализм

Название «минимализм» основал Р.Уолхейм, в основе лежит понятие «минимальное искусство». Возник в США. Характеризуется простотой форм, единообразием форм, творческим ограничением.

Теперь вы знаете, какие жанры живописи бывают и сможете без труда их различать. Каждое направление интересно и неординарно по-своему. На самом деле стилей гораздо больше, они появляются и разрабатываются практически каждый день.

Читайте также:
Беседка для дачи с барбекю и мангалом — варианты устройства, чертежи, инструкции

Какой бывает живопись – виды, особенности, характерные признаки разных стилей

Мировое искусство очень разнообразно. За долгие годы в художественной культуре сложилось множество направлений – они отличаются техниками, приёмами, методами. Мастера пытаются создать максимально достоверное изображение мира, уловить мимолётный момент, вызвать у зрителя сопереживание. Знакомство с их произведениями развивает эстетический кругозор человека и его чувство прекрасного, помогает выработать своё мнение о модных течениях, возвышает душу. Именно поэтому наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» подготовил для Вас эту статью, в которой описаны стили живописи с примерами картин.

Неоклассицизм – обратно к античности

Данное направление господствовало в Северной Европе в XVIII-XIX ст. Мастера, работающие в подобном стиле, выше всего ставили искусство Древней Греции и Рима, считая, что этот период был временем величайшего расцвета культуры. Однако тематика их полотен была преимущественно исторической и богословской – художники запечатлевали сцены из житий святых, эпизоды Старого и Нового Заветов. Такие картины должны были воспитать в зрителях высокую мораль, привить им общественные ценности.

Живописцы, принадлежащие к этому стилю, демонстрируют виртуозное владение кистью, умение передавать игру света и тени, знание пропорций и арифметических соотношений. Чтобы убедиться в этом, стоит взглянуть на работы Жака-Луи Давида, Рафаэля, Пьетро Гонзага, Жана-Батиста Реньо. А вот импровизация и самовыражение не приветствовались – творить можно было лишь на традиционные темы. Это привело к академизму и повторам в среде художников.

Пример направления Неоклассицизм

Романтизм – эмоции как источник познания

В XVIII ст. эпоха Просвещения достигла своего пика. Именно сделанные тогда открытия легли в основу современной науки. Однако не всем был по душе научно-технический прогресс – и как реакция на него возникло течение романтизма.

Его приверженцы (Карл Брюллов, Эжен Делакруа, Уильям Тернер) идеализировали природу, считая, что она намного более совершенна и долговечна, чем любое человеческое творение. Ещё одним источником вдохновения для них служило воображение – художники запечатлевали мир фантазий, грез и прекрасных видений, а также легенды, предания и волшебные истории.

Романтизм в живописи

Реализм – красота окружающего мира

Живописные произведения, выполненные в подобной технике, впервые появляются во Франции во второй половине XIX ст. В каждой стране этот стиль получил своё уникальное название – так, в России он был известен как «передвижничество», в Австралии – как «Гейдельбергская школа», а американцы окрестили подобную манеру «школой мусорного ведра».

Художники-реалисты пытались создавать максимально точные, объективные и беспристрастные полотна без каких-либо прикрас и объяснений. Они часто запечатлевали людей во время работы, пейзажи, городскую архитектуру. Самые известные представители жанра – И. Репин, А. Саврасов, И. Шишкин, Эдвард Мэй, Эдуард Мане.

Пример техники Реализм

Импрессионизм – движение, воздух и свет

Этот жанр зародился в последней трети XIX – начале XX ст. Первыми в подобной манере начали писать французские живописцы, но вскоре она распространилась по всему миру. Название стиля происходит от одного из самых знаменитых произведений – картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.

Мастера-импрессионисты – Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писарро – преимущественно работали не в студии, а на пленэре ( на открытом воздухе ). Они разрабатывали новаторские приёмы живописи, которые позволяли как можно естественнее показывать реальный мир, сохранять на картине тени и полутона, рябь на воде и солнечные блики. Так, именно эти художники впервые воспользовались техникой открытой композиции, создающей впечатление движения, а также начали писать тонкими, лёгкими мазками – это позволяло уловить изменения в освещении и продемонстрировать неуловимый бег времени.

Жанр Импрессионизм

Экспрессионизм – эмоции и глубокий смысл

Это течение, возникшее в Австрии и Германии в первые десятилетия XX ст., словно бы отрицало все существовавшие до него стили живописи. Художники изображали субъективную реальность, свои переживания и чувства, нарочито искажая цвета, формы и пропорции рисунка. До сих пор мастера запечатлевали на холсте реальность – экспрессионисты же пытались воссоздать символические структуры, существующие лишь в их сознании.

Из-за того, что данное направление сформировалось в эпоху разрушительных войн, характерными мотивами картин являются мучения, человеческая жестокость, боль и страдания. Наиболее яркими представителями этого жанра являются Эдвард Мунк, Винсент ван Гог, Август Маке и Марианна Веревкина.

Пример течения Экспрессионизм

Символизм – мифы, сны и сказки

Данное направление возникло как реакция на предельно сухой и беспристрастный реализм. Работающие в подобной манере мастера руководствовались только собственным воображением и мечтами, насыщали каждое полотно загадочными знаками и намёками. Кроме того, они широко использовали мифические мотивы.

Ярким примером таких картин являются работы Артура Дэвиса, М. А. Врубеля, Джорджа Уоттса, В. Васнецова.

Направления Символизм

Модернизм – искусство и философия

Под этим названием скрывается не только произведения художников, поэтов и писателей – так можно охарактеризовать весь культурный дискурс XIX – первой половины ХХ ст. Официальной датой зарождения стиля считается 15 мая 1863 г. Именно тогда открылся «Салон Отверженных» – выставка, на которой экспонировались забракованные парижской цензурой полотна.

Работающие в подобной манере мастера пытались утвердить новые, нетрадиционные формы и методы, переосмыслить каноны, сделать свои полотна более схематичными и отвлечёнными – считалось, что так они полнее отразят внутреннюю свободу и особое видение мира, свойственное автору. Кроме того, художники часто применяли необычные материалы – скажем, Густав Климт создавал свои произведения из сусального золота. Другими известными живописцами-модернистами были Генри Матисс, Поль Гоген и Василий Кандинский.

Читайте также:
Электропроводка на кухне своими руками: схемы разводки + особенности проведения электромонтажных работ
Модернизм в искусстве

Кубизм – многоплановость абстрактности

Данное направление искусства появилось в начале XX ст. во Франции. Его название связывают с репликой Анри Матисса, сказанной им при виде картины Ж. Брака: «Что за кубики!» (с французского «bizarreries cubiques»).

Отличительные признаки подобной манеры – использование простых форм и стремление представить любые объекты как набор геометрических фигур. Как и другие авангардные художественные стили в живописи, кубизм акцентировал внимание на чувствах и настроении мастера, пытаясь вызвать у зрителя сильный эмоциональный отклик.

В этом жанре работали Пабло Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Поль Сезанн. Кстати, Пикассо – ещё и самый востребованный живописец-кубист. Так, его полотно «Алжирские женщины» в 2015 г. приобрели за 179,3 млн. $, а работа «Обнажённая, зелёные листья и бюст» – за 106, 5 млн. $.

Кубизм в живописи

Сюрреализм – психология в живописи

В начале 1920-тых гг. заострился интерес к человеческой психике. Работы З. Фрейда, К. Юнга, В. Вундта описывали удивительные законы сознания, памяти, мышления. Повлияли они и на живопись – именно под влиянием идей великих учёных возникло такое течение, как сюрреализм. Ему присущи такие особенности, как неожиданное и нелогичное совмещение разных объектов, аллюзии, коллажность, хаотичность и непредсказуемость.

Художники-сюрреалисты (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт) пытались изъять обыденные предметы из привычного контекста, создать образ вне формы, совместить разные реальности.

Пример Сюрреализма

Поп-арт – вызов и эпатаж

Это направление – одно из самых неординарных и странных течений в мировом искусстве. Выполненные в такой манере произведения можно встретить как на выставках и галереях, так и в рекламных роликах, комиксах и плакатах. А знаменитый художник Энди Уорхол разработал даже этикетку для томатного супа «Campbells»! Впрочем, это не повредило его карьере – в 2013 г. полотно «Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)» было продано за 105,4 млн. $.

Мастера, работающие в подобном жанре, иронично высмеивают вульгарность, банальность и глупость, обнажают пороки социума – массовое потребление, апатию, бездумное увлечение технологиями. Среди них – Рой Лихтенштейн, Кит Харинг, Такаси Мураками.

Пример направления Поп-арт

А наш интернет-магазин с радостью предоставит Вам янтарные панно, демонстрирующие все стили живописи. Список жанров, в которых работают наши мастера, очень велик – а это значит, что Вы сможете подобрать уникальное и качественное произведение, которое подойдёт лично Вам!

Живопись: ее виды, стили, жанры, техники и история возникновения

Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи — цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.

Виды живописи

Различают следующие основные виды живописи:

Станковая живопись. Название получила от слова «станок», под которым подразумевается мольберт. Истинные художники, привыкшие писать всегда и везде, практически никогда не расстаются с этим трех- или четырехногим «другом». Установив холст на мольберт, мастер имеет возможность не только писать интересный ему сюжет без искажений (как это бывает, если рисовать, сидя за столом), но и время от времени отходить подальше от работы, чтобы оценить результат на расстоянии. Такой прием позволяет увидеть картину в целом и быстро поправить огрехи.

Монументальная живопись. Неразрывно связана с архитектурой. Другое ее название — «мураль», означающее «настенную живопись». Монументальной росписью украшаются потолки, стены зданий. Как правило, сюжет такого «полотна» подчеркивает предназначение сооружения, образует единую с ним концепцию, как художественную, так и тематическую. Чаще всего задействуется техника фрески — росписи по сырой штукатурке.

Существует еще и декоративная живопись, главное призвание которой — украшать. Отличается чистыми, сочными цветами, тщательно проработанными формами, логическим построением композиции. К особенностям направления относятся: нарушение перспективы, изменение пропорций, отсутствие объема, наличие контура и орнаментальных узоров. Декоративная живопись может быть и станковой, и монументальной.

Основные стили живописи

На протяжении многовекового развития изобразительного искусства образовались все новые стили написания произведений. Некоторые стили существовали совсем не долго и не нашли поддержку в обществе. Другие же стали эталонами, на которые ориентируются и современные художники. Рассмотрим основные стили живописи:

  • ренессанс (Возрождение). Стиль появился в Италии, в 14 веке. Ориентирован на изображение светской стороны жизни. Художники воспевают культ человеческого тела, проявляют интерес к деталям. Стал основой для стиля рококо — утонченной «версии» барокко;
  • маньеризм. Пришел из Италии 16 века. Для стиля характерны: чрезмерный эротизм, изломанность линий, некоторая деформированность, удлиненность фигур, композиционная перегруженность, едкая цветовая палитра, напряженность поз и прочее;
  • барокко. Стиль возник в 16 веке, в Италии. Дошел до Испании, Франции, Германии. Главные черты — роскошь, пышность, динамизм. Большое внимание уделено украшениям и другим элементам, подчеркивающим состоятельность, принадлежность к богатому сословию;
  • классицизм. Зародился как стиль в 17 веке, в странах Западной Европы. Спустя сто лет охватил восточную часть. Картины, написанные в стиле классицизма, отличаются натуралистичным, догматическим воспроизведением. Прародитель академизма, приветствующего каноны изобразительного искусства;
  • романтизм. Возник в западной Европе в конце 18 века. Стиль характеризовался акцентами на эмоции и индивидуализм героев живописных сцен, а также прославлением силы и красоты природы. В большинстве стран романтизм достиг своего пика развития в период с 1800 по 1850 годы.
  • импрессионизм. Пришел из Франции в конце 19 века. Суть стиля — запечатлеть мгновение с помощью быстрых мазков. Полотна, выполненные в этом стиле, нужно рассматривать с небольшого расстояния, чтобы яркие пятна краски сложились в общую картину;
  • экспрессионизм. Возник в начале XX века в Европе. Считается, что экспрессионизм — трансформация импрессионизма, который эволюционировал из обычного описания окружающей действительности в выражение субъективного состояния художника. Попытка воздействовать на зрителя через эмоции передается с помощью основных приемов: яркие и кричащие цвета, угловатые и искореженные линии, грубые и быстрые мазки;
  • авангардизм. Выделился в отдельный стиль в начале XX в. Тесно связан с модернистскими течениями и подразумевает поиск новых форм и образов, а также внедрение в живопись новаторских концепций через упрощение изображения на холсте. Суть авангардизма — непримиримость с традициями, классическим пониманием живописи и борьба со стереотипами.
Читайте также:
ТОП 10 лайфхаков для ремонта: самый дорогой расходный материал – нервы!

Жанры живописи

В зависимости от сюжета, произведения изобразительного искусства принято делить на такие жанры живописи:

  • портрет. Изображение одного человека или группы людей. Задача художника — правдиво изобразить внешность и внутренний мир натурщика. Делится на индивидуальный, парадный, групповой и автопортрет;
  • пейзаж. Изображение природы в первозданном или в преображенном человеком виде, допускает присутствие людей, но не определяет их главными героями сюжета. Выделился в отдельный жанр в эпоху Ренессанса;
  • марина. Появилась в виде автономного жанра пейзажной живописи в Голландии в начале XVII в. Изображает морские виды и события, происходящие на море, в том числе морские сражения и круизы;
  • исторический. Как отдельный жанр сформировался в расцвет Ренессанса. Включает в себя описание реальных событий современности и прошлого, имеющих социальную значимость в истории одного народа или всего человечества, а также религиозных библейских, евангельских и мифологических сюжетов;
  • батальный. Возник в Италии в эпоху Возрождения. Изображает сцены морских и сухопутных сражений, военных походов и военного быта. Характерные особенности жанра: внимание к деталям, реалистичность сюжета, информативность и смысловая ценность. Многие батальные произведения написаны очевидцами конкретных событий;
  • анималистика (иногда — анимализм). Ведущий мотив жанра — дикие и домашние животные, птицы, пресмыкающиеся. Одно из самых древних направлений живописи, окончательное формирование которого датируют VIII-XIII вв. Первые изображения животных появились на стенах пещер древнего человека, на холстах — в Древнем Китае;
  • бытовой. Зародился в античном искусстве, но в отдельный жанр выделился в Средневековье. Направление посвящено изображению приватной и общественной жизни человека, народному быту. Через описание повседневной жизни художники стремятся донести до зрителя социальные проблемы общества;
  • натюрморт. Натюрморт. Как самостоятельный жанр утвердился в XVII веке в Западной Европе. Изображает «мертвую натуру». В основе направления — неодушевленные предметы: дичь, выловленная рыба, фрукты, овощи и букеты цветов, предметы быта (инструменты или посуда);
  • Архитектурный. Главная тема — архитектурный ландшафт, причем не только городские виды или отдельно стоящие здания, но и интерьер помещений. Архитектура присутствовала в произведениях искусства мастеров Возрождения, но как автономный жанр окончательно сформировалась в голландской живописи XVI-XVII вв;
  • жанр ню. Художественный жанр, воспевающий эстетику обнаженного тела, преимущественно, женского. Первые рисунки нагих людей появились в античной Греции и Риме, но в виде отдельного направления ню выделилось в XVII в. в Западной Европе. Изначально жанр ограничивался рамками исторических и мифологических сюжетов, со временем художники начали отображать в таких картинах собственные представления об идеале женской красоты.

Техники живописи

Леонардо Да Винчи однажды отметил: «Техники живописи неисчерпаемы, ведь это все, что создается природой, временем и человеком». Эксперты выделяют десятки видов техник живописи и вот основные из них:

  • масляная. Особенно ценится художниками за вязкость красок — они не застывают в течение нескольких часов и даже дней, что позволяет многократно вносить изменения в работу. Чаще всего маслом пишут на льняном грунтованном холсте, но можно использовать и другие поверхности. Наиболее распространены два подвида — многослойный, при котором холст несколько раз покрывается слоями краски после полного высыхания предыдущего, и «алла прима» — создание работы «за один прием». Маслом можно писать в технике «импасто», нанося густые непрозрачные мазки мастихином, «лессировкой», при которой создается очень много тонких, полупрозрачных слоев, «сухой кистью»;
  • акриловая. На первый взгляд акриловые краски очень похожи на масляные, но у них разные основы — вода и растительное масло, соответственно. Акрил высыхает значительно быстрее, всего за 15-20 минут, он более эластичный, что препятствует возникновению трещин в готовой работе. В палитре существуют «необычные краски» — например, блестящие «металлики», флуоресцентные;
  • акварель. Акварельные краски не содержат в составе белил, в их роли выступает просвечивающая под изображением негрунтованная бумага. Акварель позволяет создавать воздушные, полупрозрачные картины. Очень быстро сохнет. Акварельными красками пишут как по сухой поверхности, так и по мокрой;
  • темпера. Старинная техника, интерес к которой снова возрастает в последние годы. Темперные краски создаются на основе яйца, быстро сохнут, практически не смешиваются на поверхности и немного меняют свой цвет после застывания. Именно поэтому требуют определенного опыта в использовании;
  • гуашь. Материал плотный, непрозрачный, поверхность картины, написанной в этой технике, получается матовой и бархатистой. Гуашью пишут на бумаге, холсте, ткани, она сохнет несколько часов, что позволяет с легкостью вносить исправления в работу;
  • тушь. Краска создается на основе сажи, картина получается двухцветной, черно-белой. К основным плюсам туши относят ее стойкость к размыванию и спирту, это дает возможность заранее обезжиривать некоторые участки перед нанесением изображения;
  • пастель. Произведения пишутся по сухой бумаге специальными карандашами — сухими, масляными или пастозными. Работа предполагает растушевку пигмента, вбивание его в основу, многократное наложение слоев. Последние три техники некоторые эксперты относят к графике, а не к живописи;
  • энкаустика. Картины (в основном — иконы) создаются с помощью красок, в основе которых лежит воск. Они наносятся в расплавленном виде, тонкой кистью или металлической палочкой;
  • аэрография. Жидкая или порошкообразная краска распыляется на поверхность с помощью специального устройства, аэрографа, или баллончика. Такой способ нанесения позволяет создавать самые разные эффекты, реалистичные трехмерные изображения, имитацию фактурной поверхности;
  • смешанная. Использование нескольких видов материалов в одной работе.
Читайте также:
Часы на кухню – Настенные модели для Создания уюта (135+ Фото). Большие и Оригинальные варианты своими руками

История возникновения и развития живописи

История живописи берет свое начало с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.

Рисунки были выполнены с помощью земляных красок, цвет которых варьировался, в зависимости от примесей в почве. Например, природный желтый пигмент охра «водился» там, где велико содержание железа. Окислившийся же металл придавал земле характерный ржавый оттенок. Коричневую, бурую, зеленоватую краску, известную как умбра, находили в почвах, богатых окислами марганца. Не гнушались древесным углем и сажей.

На стены пещер красящий пигмент наносился кусочками меха, расщепленными палочками, пальцами. Изображения животных, а позднее — охотничьих сцен получались выразительными и правдивыми, несмотря на отсутствие композиционного начала. Первые запечатленные фигуры людей появились в 8-4 вв. до нашей эры. Цветовая гамма стала обширнее благодаря появлению пигментов, добытых методом перетирания в порошок пестрых минералов (лазурит, киноварь). Тогда же, в эпоху неолита появились казеин, альбумин, гуммисмолы и другие связующие. Смешение их с разноцветной каменной мукой давало краски различной консистенции.

В античный период «наскальная» живопись была уже на более высоком уровне. Связанная, как правило, с заупокойным культом, она носила повествовательный характер. Появилась композиционная завязка: соотношение, расположение человеческих фигур указывало на имевшую место иерархию от господина до раба; бытовые, батальные сцены рассказывали о перипетиях жизни людей той эпохи.

От античности до наших дней

Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.

Живопись в средние века обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой, все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.

Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.

В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм, вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм — направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.

Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению. Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.

Основные направления живописи и их представители

Живопись — это вид искусства, при котором художники передают своё видение мира зрителям. Существут множество техник и направлений живописи, которые часто смешиваются и взаимодействуют между собой, но выделить основные направления всё-таки возможно, этому и посвящена данная статья.

1. Абстракционизм. Название данного направления произошло от латинского слова «abstractio» — «отвлечение». Художники, которые работали в данной технике, отказались от реалистичных средств живописи, пытаясь показать гармонию и закономерности мира с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний. Самые знаменитыми представителями данного направления являются: В. Кандинский, К. Малевич, Пабло Пикассо.

Читайте также:
Оранжевый цвет в интерьере: для любителей ярких эмоций 87 фото и сочных решений

2. Анималистика. «Animal» с латинского переводится как «животное». Направление живописи, которое посвящено изображению зверей и птиц. Анималисты в своих работах пытаются воспроизвести точность изображения животного, а также добавить образу художественной выразительности. Часто художники в своих работах наделяют зверя человеческими эмоциями.

3. Барокко. Барокко в переводе с итальянского означает причудливый. Признаки барокко: контрастность, напряжённость, величие и пышность. В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное. Последователи барокко: Рубенс, Караваджо, Эль Греко.

Охота на кабана, Рубенс Питер Пауль

4. Бытовой жанр. Бытовой жанр — это жанр изобразительного искусства, который посвящён повседневной жизни людей. В качестве тем для работ художники выбирают только современные им события.

Рыбачки. Маковский Владимир Егорович.

5. Возрождение, или Ренессанс. От французского «Renaissance» переводится как возрождаться. Художники пишут картины, учитывая законы анатомии и линейной перспективы. У картин появляется объём, а на заднем плане изображаются пейзажи. Знаменитые мастера Возрождения: Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти.

Рождение Венеры. Сандро Боттичелли.

6. Гиперреализм. Реализм — это стиль живописи, при котором художники пытаются передать на картине мир таким каков он есть. Приставка «Гипер» означает больше, т.е. больше, чем реализм. Художники решили проверить получится ли написать картину по фотографи так, чтобы она выглядела как фото. Картины в стиле гиперреализама поражают своей правдоподобностью. То, что изображалось на картине могло происходить и в жизни, этим гиперреализм отличается от сюрреализма. Представителями гипереализма являются: Герхард Рихтер, Делкол, Клафек.

Визенталь в южном Бадене. Герхард Рихтер.

7. Городской пейзаж. Городской пейзаж — это вид живописи, при котором картина передаёт дух времени. Городской пейзаж постоянно изменяется вместе с быстро текущим временем.

Городской пейзаж Сергея Боева.

8. Импрессионизм. Данный стиль зародился во Франции. Мастера живописи писали мелкими и контрастными мазками, накладывая их в соответствии с теориями цвета. Благодаря этому, художникам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре. Художники отказались от чёрного цвета. Мастера пытались на своих полотнах передать своё мимолётное восприятие природы. Представителями данного стиля являются: Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Альфред Сислей.

Впечатление. Восход солнца. Клод Моне.

9. Исторический жанр. Данный стиль живописи сформировался в эпоху Возрождения. Художники писали важные события прошлого и сюжеты легенд. При этом их целью часто было не достоверное изображение происшествий, а их прославление, создание идеологического мифа. Приме: полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи».

10. Классицизм. Основными элементами были линия и светотень, они помогали выявить пластику фигур и предметов, разделить пространственные планы. Согласно им, произведение должно торжествовать над хаосом, отображая важные черты показанного явления и выполняя общественно-воспитательную функцию. Художники-классицисты: Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен.

11. Кубизм. Считают, что данное направление возникло после письма Поля Сезанна к Пабло Пикассо, в котором он советует ему изображать натуру как ряд геометрических фигур. Поэтому мастера–кубисты, работавшие в начале ХХ ст., изображали на своих полотнвх реальность как набор плоскостей и геометрических фигур. В подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо «Авиньонские девицы», «Аккордеонист», картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана.

12. Минимализм. Данное направление характеризуется простотой формы, асимметричностью изображений и монохромностью, но картины также и наполнены скрытым смыслом. Художники-минималисты отказываются от реалистичности и субъективности, позволяя зрителю самому воспринимать полотно без интерпретации мастера. Представителями минимализма являются: Карл Андре, Дэн Флавин, Р. Раймэн.

13. Модернизм. От латинского «modernus» переводится как «современный» стало переломным в мировом искусстве. Мастера перестали показывать окружающий мир, пытались изобразить на своих полотнах чувства и свои переживания. Такой подход сопровождался ломанием установившихся канонов, но считается, что именно это позволяет изобразить истинную действительность, внутреннюю свободу, стремление к прогрессу. К данному направлению принадлежат импрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.

14. Морской пейзаж (марина). От латинского «marinus» означает «морской», выделился как самостоятельный жанр в XVII ст. в Голландии. Он демонстрирует виды безбрежных просторов океана, сцены сражений между кораблями, бури, закаты над морем. Яркие представители данного направления: Уильям Тернер, И. К. Айвазовский.

15. Натюрморт. Натюрморт представляет собой неодушевлённые предметы: цветы, фрукты, дичь, сервированные столы, кухонная утварь, предметы быта. Иногда каждый объект наделяется символическим значением, но в большинстве случаев они демонстрируют благосостояние хозяев, служат для украшения интерьера. Самые известные представители данного жанра: Якоб де Гейн, Клара Петерс, Питер Клас, Ян Давидс де Хем.

16. Ню. Данный жанр от французского «nudite» — «нагота, невинность» показывает красоту обнажённого человеческого тела. Это направление впервые появилось в каменном веке, расцветает в эпоху античности, переживает новый всплеск в работах эпохи Возрождения, барокко и Нового времени. Подобные произведения демонстрируют чувственное, полноценное восприятие мира, идеальные представления о красоте. В такой технике написаны полотна Тициана, Рубенса, Франсуа Буше.

17. Поп-арт. Так сокращённо называют течение популярного искусства, возникшее в Западной Европе и США в 1950-1960-х гг. Его представители показывают зрителям объекты массовой культуры, упаковки товаров и фрагменты различных механизмов, помещённые в иной контекст. Считается, что это позволяет примириться с миром банальностей и вульгарности, бросить вызов повседневности, увидеть красоту в ежедневной рутине. Представители данного жанра: Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн.

Читайте также:
Поделки из шишек — пошаговое описание и варианты изготовления стильных и красивых поделок (60 фото)

18. Портрет. Портрет — это жанр изобразительного искусства, показывающий индивидуальные черты конкретного человека. Портрет отражает внешность человека, его внутренний мир, передает социальный статус и принадлежность к эпохе. Художники изображают на полотнах лицо и плечи либо человека в полный рост. Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.

19. Примитивизм. Данный жанр зародился в XIX веке. Примитивизм включает в себя обдуманное упрощение картины, придание ей сходства с детскими рисунками или наскальными росписями пещерных людей. В подобном духе творили Марк Шагал, НикоПиросмани, Бабушка Мозес, Анри Руссо.

20. Реализм. От латинского «realis» переводится как вещественный. Художники изображают на холстах жизнь в соответствии с объективной реальностью. Задачей художников было как можно более точно фиксировать окружающий мир. Представители данного направления: Караваджо, Яна Вермеера, Эдварда Хоппер, Гюстава Курбе, Теодора Руссо, И. И. Шишкин, И. Е. Репин.

21. Романтизм. Художники воспевают на своих холстах эмоции, внутренние порывы, страхи, любовь и ненависть. С помощью сочных красок и сильных, уверенных мазков художники изображали фантастические пейзажи, прекрасных девушек, буйство стихий и волшебные сказки. Представители данного жанра: Франциско Гойя, Эжен Делакруа.

22. Символизм. Данное направление характеризуется стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Мастера пытались отобразить жизнь души – неясную, смутную, полную переживаний и тонких чувств, тайну бытия, его мистическую и загадочную сторону. Представители символизма: Михаил Врубель, Обри Бердслей, Гюстав Моро, Эжен Каррьер.

23. Стрит-арт. Данный вид искусства не для выставок и галерей. Оно развивается на улицах, в публичных местах и является неотъемлемой частью городского пейзажа. К данному направлению принадлежат граффити, трафареты, некоммерческие постеры, скульптурные инсталляции. Его представители часто скрываются за псевдонимами и тегами: Julio 204, Taki 183, Space Invander.

24. Сюрреализм. Характерные признаки этого течения аллюзии, парадоксальные сочетания форм, деформация реальности. Оно призвано возвысить зрителя, отделить дух от реальности, разорвать обычное представления о мире. Мастера-сюрреалисты: Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт.

25. Фэнтази (фэнтэзи). В переводе с английского «phantasy» переводится как фантазия. Данный жанр относится к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изобразительном искусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом или претворяются в фантастический реализм. Представителями данного жанра являются: Р. Хаузнер, Э. Фукс и др.

26. Экспрессионизм. От французского «expression» переводится как выразительность. Данное направление в европейском искусстве, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к отображению окружающего мира, сколько к выражению художественными способами эмоционального состояния автора. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.

Крик. Эдвард Мунк.

27. Энергизм. Новое направление в живописи. Художники в своих картинах показывают как выглядит энергия, которую мы часто чувствуем, но не можем видеть. Эта энергия объединяет животных, людей и окружающую природу невидимыми нитями, связывая все вокруг друг с другом. Этот творческий метод считают своеобразной релаксацией. Прежде чем приступить к живописи, автор расслабляется и сосредоточивается на своём состоянии, происходит, по сути, медитация, позволяющая сконцентрироваться на собственных эмоциях и ощущениях.

Считается, что чистых стилей живописи не существует, многие жанры происходят под влиянием других видов живописи, поэтому существует очень много художников, картинам которых присущи разные направления живописи.

Стили живописи

Живопись – один из видов изобразительного искусства. Живопись подразделяется на следующие виды:

    монументальную; станковую; театрально-декоративную; декоративную; миниатюрную.

В отличие от других видов, в живописи основное выразительное значение имеет цвет, благодаря которому она выполняет эстетическую, познавательную, идеологическую и документальную роль.

Живопись представляет собой передачу изображения жидкими красками в отличие от графики. В качестве красок выступает масляная краска, темпера, гуашь, эмаль, акварель и т. д.

Стиль живописи – это направление с общими идеями, техникой выполнения, характерными приемами изображения. На формирование стилей оказывали влияние политика и экономика, идеология и религия. Поэтому каждый стиль можно рассматривать как представителя своего времени.

Направления и стили живописи не менее разнообразны, чем средства её изображения. Подчас нет четкого разделения стилей. При смешении нескольких стилей получается новый. Но при всем многообразии существует несколько основных направлений:

Готика

Этот европейский стиль был распространен в 9-14 веках. Библейские сюжеты, отсутствие перспективы, эмоциональность и вычурность являются основными признаками этого стиля. Представители: Джотто, Траини.

Ренессанс

14-16 век знаменует возвращение к античности, воспевание красоты человеческого тела, гуманизм. Основными представителями являются Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи.

Маньеризм

Направление в живописи 16 века. Стиль противоположный Ренессансу. Название происходит от слова «манера». Представители этого направления Вазари, Дюве.

Барокко

Помпезный, роскошный стиль живописи 16-18 веков в Европе. Отличает яркость красок, внимание к деталям и украшениям.

Читайте также:
Живая изгородь из ивы своими руками – оригинальный забор при минимуме затрат

Рококо

16 век. Более утонченное, изысканное и интимное продолжение стиля барокко. Представители: Буше, Ватто.

Классицизм

Стиль присущий европейской культуре 17-19 веков. Картина с точки зрения классицизма должна быть построена на строгих канонах. Стиль классицизма является наследником античности и Ренессанса. Основными представителями этого стиля являются Рафаэль, Пуссен.

Ампир

Стиль 19 века. Название стиля происходит от слова «империя». Является продолжением развития классицизма в его величественности, роскоши и изысканности. Главный представитель– Ж. Л. Давид.

Романтизм

Стиль 19 века, которому предшествовал классицизм. Эмоциональность, индивидуальность, выразительность образов. Отличался изображением таких эмоций, как ужас, благоговение. Пропагандирует народные традиции, легенды, национальную историю. Представители: Гойя, Брюллов, Делакруа, Айвазовский.

Примитивизм

Стиль живописи 19 века. Стилизованное упрощенное изображение, приводящее к примитивным формам, напоминающим первобытные рисунки. Ярким представителем является Пиросмани.

Реализм

Стиль 19-20 веков. В основном правдиво отображает объективную реальность, без чрезмерной эмоциональности. Часто изображали людей во время работы. Художники: Репин, Шишкин, Саврасов, Мане.

Абстракционизм

Стиль 19-20 веков. Гармоничное цветовое сочетание геометрических форм, направленное на достижение разнообразных ассоциаций. Представители: Пикассо, Кандинский.

Импрессионизм

Стиль 19-20 веков. Стиль живописи на открытом воздухе, на пленэре. Выполненные в характерной манере переливы света, техника мелкого мазка, переданное мастером движение. Название стилю дала картина Моне «Впечатление». Основными представителями этого стиля являются Ренуар, Моне, Дега.

Экспрессионизм

Стиль 20-го века. Преувеличенное изображение эмоций для большего эффекта на зрителя. Среди представителей этого стиля Модильяни, Мунк.

Кубизм

Авангардный стиль 20-го века. Характеризуется ломаными (кубическими) линиями, определённой комбинацией предметов, одновременно рассматриваемых с нескольких точек зрения. Основателем этого стиля считается Пикассо.

Модернизм

Стиль 19-20 веков. Является антиподом консервативных изображений реализма. Эпатажный, пластичный стиль живописи представляет оригинальные картины, отображающие внутренний мир художника. Представители: Пикассо, Матисс.

Поп-арт

Стиль 20 века. Ироническое изображение банальных, зачастую вульгарных, предметов. Обычно применяется в маркетинге и рекламе. Яркий представитель этого направления – Энди Уорхол.

Символизм

Направление 19 -20 веков. Духовность, мечтания, мифы и легенды. Символы, зачастую двусмысленные, характеризуют этот стиль. Является предшественником экспрессионизма и сюрреализма. Представители: Врубель, Васнецов, Нестеров.

Сюрреализм

Стиль 20 века. Аллюзии, смешение пространств реальности и сна, необычные коллажи. Оказывает впечатление на подсознание. Большой вклад в этот стиль внесли Дали, Магритту.

Андеграунд

Экспериментальное направление в современном искусстве, которое отражает асоциальное поведение с нарушением общепринятых моральных, этических принципов. Представитель стиля – Шемякин.

Что же такое стиль?

Что именно понимается под стилем в искусстве? Это некое идейно-художественное единство, благодаря которому художники отдают предпочтение определённой тематике и особым изобразительным средствам. Они остаются индивидуальны, но, глядя на то или иное полотно, уже можно почти безошибочно определить эпоху и стиль.

Европа обрела очертания в средние века. А живопись развилась из иконописи. На русской почве даже существовал переходный жанр – парсуна. Это уже не икона, но ещё и не портрет. И лишь когда искусство понемногу высвобождается из-под власти церкви, становится более мирским и светским, живопись как вид искусства обретает все права.

Стиль за стилем

Первым общеевропейским стилем в живописи можно считать не романский стиль и готику (там преимущественно архитектура), а барокко.

Это стиль намеков, недомолвок, иносказаний, стиль аллегорий и метафор. Рембрандт и Рубенс – его типичные представители. Рококо – своего рода выродившееся барокко. Стиль не столько в живописи, сколько в прикладном искусстве. Ф. Буше и А. Ватто оставили наиболее яркие образцы живописи рококо. Сама живопись эта утонченная, с налетом эротики, выдержана в пастельных тонах, исполнена мифологических мотивов. Восемнадцатый век становится веком господства классицизма. Это уже героическая живопись, в которой прославляются правители и полководцы. Наблюдается пристрастие художников к мифологическим и историческим сюжетам. Строгие пропорции, единство содержания и формы, деление персонажей на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных – вот лишь некоторые черты классицизма. Затем наступает короткий, но яркий век сентиментализма. В сфере его влияния, кроме живописи, оказывается также поэзия. Сентименталисты углубляют содержание искусства, наполняют его психологической напряженностью. Они обращают живопись к нуждам и запросам простых людей. Искусство демократизируется. На полотнах теперь – не боги и герои, а кухарки, прачки, рабочие. За самым неприглядным трудом. На смену сентиментализму приходит романтизм. С его бурными страстями, необычными, внебытовыми персонажами, культом вдохновения. Достаточно сравнить портреты Пушкина кисти Кипренского и Тропинина, чтобы почувствовать между ними принципиальную разницу. У романтика Кипренского – и Пушкин романтик, на фоне лиры. Реалист Тропинин рисует поэта человеком, с небрежно распахнутым воротом рубашки, хоть и с пером в руках.

Реализм – всерьез и надолгоРеалистическое искусство именно с тридцатых годов девятнадцатого века начинает пробивать себе дорогу. И очень скоро оно начинает определять и формировать художественные вкусы значительного числа публики. В основе реализма – стремление к правдивому и всестороннему отображению окружающей действительности, критическое отношение к буржуазным ценностям, мощная социальная направленность. В России реалистическая живопись – это, прежде всего, художники-передвижники. На рубеже веков реализм переживает определённый временный кризис. Но его оказывается достаточно, чтобы появился модернизм. Этим термином принято обозначать пеструю совокупность тех художественных течений и школ, которые стремились стряхнуть с себя оковы традиционного искусства, порвать с реализмом и с его предметной изобразительностью.

Читайте также:
Стиральная машинка в ванной — варианты размещения, правила установки и советы по выбору под дизайн интерьера (80 фото)

Альтернатива или ложный блеск?

Модернизм – это и импрессионизм, и фовизм, и символизм, и футуризм. Публика все меньше видит на полотнах людей, природу, животных. Вместо этого – искаженные пропорции, неясные тона. Всё окрашено эмоциями и сиюминутными настроениями того или иного автора. Как говорится, дальше – больше. После модернизма – абстракционизм. Это уже цветовые пятна, кривые линии, причудливое сочетание геометрических тел. Кубизм, лучизм, сюрреализм. Спасал только талант. Это о Пикассо или Дали. Бездарностей поглотила Лета. Их удел – забвение в истории. Наконец, постмодернизм, чей век неоправданно долго затянулся. Здесь уже никаких правил и канонов. Никакой исповеди и проповеди. Допустимо все. Полная эклектика, т. е. смешение стилей и разнородных элементов. Ставка на коммерческий успех.

К чему пришли? Развитие стилей живописи, к сожалению, подтверждает догадку испанского философа Х. Ортега-и-Гасета о наступлении века «дегуманизации искусства». Никто не отрицает необходимости самовыражения и никто не ограничивает художника в выборе средств для него. Печально только, что многие склонны считать, как старуха Шапокляк из мультфильма – «хорошими делами прославиться нельзя». Чем скандальнее – тем громче прогнозируемый успех. И невдомек таким «художникам», что время все равно отсеет весь шлак и шелуху, а истинное искусство – останется. К нему никакая грязь не прильнет.

Жанры живописи

Жанром называют вид изобразительного искусства, сложившийся исторически в результате классификации изображений на полотнах по тематическому признаку. Жанры живописи, представленные в современном искусстве, начали формироваться в эпоху древних цивилизаций Рима и Греции – в искусстве выделяют первые признаки градации по видам. Жанр, как одно из ключевых понятий в живописи, начал формироваться в эпоху Возрождения. В 17 веке появились понятия «высоких» и «низких» жанров. Например, портрет, натюрморт – «низкие», историческая и религиозная живопись – «высокие» виды. Классификация была актуальна до 19 столетия.

Специфика передачи изображения зависела от стиля, который доминировал в определенную историческую эпоху:

  • Барокко: 16 – 17 столетия: динамичность передачи изображений, яркая, пышная декоративность.
  • Классицизм: 17 – 19 века, характерная черта – возврат к традициям античности.
  • Реализм: 19 – 20 века, сформировался под влиянием философии позитивизма, в конце 19 века породил два течения – импрессионизм и натурализм. Представители направления – российские «передвижники», веризма в Италии, «школы мусорного ведра» в США. В 200 веке из реализма появились соцреализм, критическое и магическое направления, гиперреализм.
  • Авангард – направление в искусстве 20 века, которое делится на множество видов.

В современном искусстве существует такая градация видов:

Историческая живопись

Вид, сформированный в эпоху Возрождения. Представляет работы, с изображениями реальных исторических событий. Проявлениями считают мифологические, религиозные, некоторые аллегорические сюжеты. Цель исторической живописи – прославление героев, формирование идеологии и определенного образа мышления. Примеры: В.Суриков «Переход Суворова через Альпы», К.Брюллов «Последний день Помпеи», Э.Делакруа «Свобода на баррикадах».

Портрет

Изображение реалистичного облика человека или группы людей. На особенности передачи образа влияли особенности стиля, доминантного в определенную эпоху, каноны красоты исторического периода, индивидуальный стиль художника.

Натюрморт

Вид живописи, целью которого является изображение предметов, фруктов, букетов цветов. Другими словами – изображение мертвой природы. Сформировался в 15 веке в Западной Европе. Изначально цветы, фрукты и прочие атрибуты были частью религиозной живописи, которые в эпоху Возрождения выделились в отдельный жанр.

Мифология

Мифологический вид изобразительного искусства – одно из направлений исторической живописи, имеющее аналогичную смысловую нагрузку. В центре внимания художников находятся герои мифов, преданий, былин. В зависимости от стиля, характерного для конкретной исторической эпохи, мифологический жанр отличался разнообразными особенностями.

Батальный

Баталистика считается разновидностью исторической живописи. В центре внимания живописцев – сцены битв. Для картины в батальном направлении характерно: монументальность, динамика, реалистичность, внимание к деталям. Жанр имеет серьезную информативную и смысловую ценность. Многие полотна были написаны художниками, которые непосредственно были очевидцами событий – особенно, это касается живописи 19-20 веков. К батальному жанру можно отнести полотна, отображающие быт военного времени.

Бытовой жанр

Жанр, отображающий быт, современный художнику. Направление зародилось в Средние века, с 16 века – наблюдается подъем вида изобразительного искусства. Идейными основами жанра стал реализм, гуманизм, демократизм, что породило повышенный интерес к народному быту. Через картины художники стремились передать социальные проблемы общества.

Пейзаж

Жанр живописи, выделенный в эпоху Нового времени. На протяжении многих веков пейзаж существовал в качестве фона для религиозной или мифологической картины. Полотна с изображением природы представлены в работах художников разных стилей и направлений. Главная тема работ пейзажистов – открытое пространство: город, деревня, горы, море. Исходя из объекта, который изображен на полотне, пейзажи классифицируют, выделяя марины, панорамные и индустриальные полотна, городской и деревенский пейзаж. Особенность жанра: человек может присутствовать на изображении, но никогда не будет в центре внимания.

Анималистика

Жанр искусства, посвященный изображению животных. Художники работают в стилях реализм, абстракционизм, импрессионизм, чтобы передать особенности представителей фауны или фантазийных животных – героев сказок и мифов. Анималистика зародилась еще во времена древних цивилизаций.

Работы в различных жанрах представлены у художников Средневековья, Нового времени, эпохи Просвещения, современности и других исторических периодов, демонстрируя характерные черты живописи своего времени.

Читайте также:
Садовые дорожки своими руками с малыми затратами: Как красиво оформить? 180+ Фото дачных вариантов из разных материалов (из плитки, пластика, резины)

Художественные стили в живописи: названия с примерами

Доброе утро, дорогие ценители искусства! Наверное, каждый, блуждая по музею изобразительного искусства, хоть раз мечтал понять: «Как же все эти картины разделить понятным способом?» И сегодня я постараюсь рассказать, как определить жанр практически любой картины и какие художественные стили в живописи бывают.

  1. Как делим
  2. Где нарисовано
  3. Стрит арт
  4. Аэрография
  5. Декоративная живопись
  6. Нестандартные материалы для письма
  7. Аппликация
  8. Конструктивизм
  9. Графика
  10. Гризайль
  11. Арте повера
  12. Профессионал или нет
  13. Наивное искусство
  14. Примитивизм
  15. Что рисуем
  16. Анималистика
  17. Баталии
  18. Бытовой жанр
  19. Ведута
  20. Городской пейзаж
  21. Космизм
  22. Натюрморт
  23. Ванитас
  24. Ню
  25. Парсуна или портрет
  26. Пастораль
  27. Иппический жанр
  28. Исторический жанр
  29. Каприччо
  30. Марина
  31. А теперь по техникам исполнения
  32. Абстракционизм
  33. Академизм
  34. Акционизм
  35. Алла прима
  36. Ампир
  37. Анахронизм
  38. Барокко
  39. Веризм и натурализм
  40. Возрождение
  41. Гиперреализм
  42. Дивизионизм
  43. Импрессионизм
  44. Классицизм
  45. Кубизм
  46. Маньеризм
  47. На этом все

Как делим

Прежде всего, как мы можем поделить картины? А то все жанры в один столбик – и можно выпускать толстенную и скучную книжку. Первым моим критерием будет: где картина нарисована. Я имею в виду материал основы, это холст, стена дома или машина.

Вторым маленьким делением будет: чем картина написана. Тут все просто, она либо написана пригодными для картин красками, либо нет. И сюда будет отнесен всего один-два жанра.

Еще для одного жанра вынесем раздел о профессионализме художника. Большим разделом выделим ЧТО изображено. И все остальные фотографии поделим по жанрам по стилю рисовки.

Вот так мы условно поделим все изобразительное искусство мира. Но помните, что любое деление появляется тогда, когда картин становится слишком много. И поэтому деление условно.

Один искусствовед поделил так, другой иначе. А многие авторы и вовсе специально будто бы издевались над искусствоведами и рисовали в смешанных стилях.

Где нарисовано

Где же дорогой художник может нарисовать свое творение? Холст и дерево мы опустим, эти картины будут в других делениях, а рассмотрим нестандартные решения.

Стрит арт

Сюда относится любое уличное искусство. Начиная от граффити и заканчивая перформансами.

Аэрография

Аэрография может быть на любой поверхности, но строго инструментом будет аэрограф. Какую вы видели аэрографию?

По своему опыту могу сказать, что аэрограф позволяет рисовать практически по любой поверхности. Картинки получаются фотореалистичные или, во всяком случае, симпатичными. Вы умеете работать аэрографом?

Декоративная живопись

Казалось бы, какое искусство в штампах на стене или узорах на обоях? Но и их создатели являются художниками и хотят заслуженной славы.

Ведь обои есть явно в большем количестве домов, чем картины.

Нестандартные материалы для письма

Чем же можно, кроме красок, написать картину?

Аппликация

Все помнят аппликации в детском саду? А искусствоведы выделяют их как отдельный жанр. Для тех, кто помнит лишь детские картины, прикладываю взрослый вариант.

Поясню, аппликация создается наклеиванием на фон фигур другого материала. Например, бумаги, ткани или дерева. Напишите, делаете ли вы взрослые аппликации? А может, это ваше хобби, и вы расскажете, как делится сама аппликация по поджанрам?

Конструктивизм

Жанр родился в Советском Союзе. В то время старались все сделать максимально простым и удобным в использовании. И художники решили, что использование красок – буржуйство. И использовать нужно обыденные предметы.

Кроме нестандартных материалов, картина должны была показать эстетику обычных предметов и материалов: железо, дерево, пластик. Получилось у советских художников?

Графика

Жанр в одном цвете, максимум с цветным пятном акцента на чем-то.

Гризайль

Полноценная картина или фотография в черно-белом формате.

Арте повера

А вот и классика нестандартных материалов. Даже название стиля переводится, как «искусство бедных».

Главное в этом стиле было освободить искусство от всех условностей, вроде специальных красок или материалов.

Профессионал или нет

Вот возьмете вы краски и начнете творить. Какой жанр у вас получится? Понятно, что вы поделите картину на поджанры по тому, что нарисовали, на каком материале, но это все не то.

Наивное искусство

Любой непрофессионал будет рисовать в жанре наивного искусства. Так профессиональные художники отделили от себя самоучек.

Знаете ли вы, что существуют целые музеи наивного искусства? Например, в Москве.

Примитивизм

Но что, если художник намеренно упрощает свою технику исполнения? Так родился стиль примитивизма.

Сюда относится рисунок, стилизованный под детское творчество, наскальную живопись и просто упрощенный рисунок.

Что рисуем

Ну вот, все нестандартное исключили. Теперь разделим жанры по изображенный предметам.

Анималистика

В свободное время рисуете свою собачку? Поздравляю, вы – анималист.

Если на картине изображено любое животное, эта картина нарисована в жанре анималистики. Сюда же фото, пазлы и прочие изобразительные искусства.

Баталии

Видите битву, думаете о баталиях, видите баталию и думаете о битвах.

И чем монументальнее, тем более типичная баталия перед вами.

Бытовой жанр

Все бытовые сцены, будто без позирования, относятся к этому жанру.

Тут могут быт картины, наброски или вовсе кубизм какой-нибудь. Главное – идея.

Ведута

Здесь уже не так очевидно? Но, на самом деле, это просто красивое и старинное название панорамы.

Главное тут – соблюдение пропорций и реалистичность. Эх, не получится нарисовать Годзиллу.

Городской пейзаж

Чуть менее масштабная ведута. Уже не площади и гавани, а просто улочки и дома.

Читайте также:
Как повесить правильно картины в интерьере кухни — 205+ (Фото) Стильных и Красивых Идей

Подумайте, можно ли отнести обычные для туриста фотографии памятников к этому жанру?

Космизм

Видим звезды и космос – думаем о космизме.

Будущее, связанное с космосом, футуристическими городами или человеком вне государств – туда же.

Натюрморт

Все же слышали про натюрморты?

Изображение предметов. Один из самых популярных жанров среди любителей, вы рисовали натюрморты?

Ванитас

Видите натюрморт с черепом – это ванитас.

Стиль признан показать тщетность бытия.

Искусство-искусством, а можно я без примеров? Наверное, все вы слышали о жанре ню. И скажу вам, что обнаженные фигуры стали рисовать еще с эпохи возрождения.

Парсуна или портрет

Картины, главной фигурой которых будет человек.

Фото на паспорт – портрет. Фото в парке, скорее всего тоже. Все зависит от композиции.

Пастораль

Людям свойственно романтизировать прошлое и те места, где их сейчас нет. Пастораль – романтизация сельской местности.

Очень частый запрос для фотосессий, между прочим. У вас есть фотографии в стиле пастораль?

Иппический жанр

Люди так любят лошадей, что выделили им отдельный жанр

Исторический жанр

Все исторические события будут, в том числе относится к этому жанру.

Но картина при этом может быть баталией, анималистикой или групповым портретом. Почему нет? Живопись — это вообще не про однозначность…

Каприччо

Опять городской пейзаж. Но это уже нереальный, выдуманный пейзаж.

Художники тоже любят пофантазировать.

Марина

Эх, простите все Марины мира, но картина марина – изображение моря.

Жанр начал развивать Айвазовский и продолжили другие художники. Представьте как человек смог запечатлеть момент шторма моря без фотоаппарата!

А теперь по техникам исполнения

Уже устали? А у нас впереди самое интересное.

Абстракционизм

Жанр, основанный на ассоциациях.

Картина не передает действительность, а с помощью форм, цветов и искаженных понятиях вызывает ряд ассоциаций у смотрящего. Поищите творчество Пикассо, и вы точно поймете этот жанр.

Академизм

Слепое следование классическому, римскому искусству. Как популярный жанр, академизм держался с 16 и до 19 веков.

Акционизм

В этих картинах важен процесс, перфоманс. А результат – всего лишь кривое зеркало процесса.

Самый яркий представитель – Джексон Поллок, кстати его картины входят в топ самых дорогих картин мира.

Алла прима

Это тоже про процесс, а не результат. Данные картины обязательно должны быть нарисованы в один присест.

Ампир

Монументальный стиль. Финальный жанр для классицизма.

Анахронизм

Пересмотр классических приемов и сюжетов. Увидите классический сюжет в совсем неклассической интерпретации – вот вам этот стиль. Пример художника — Карло Мария Мариани.

Барокко

Если вы видите излишне вычурную картину, пестрящую преувеличенными деталями и рюшками, то перед вами барокко.

Стиль существует еще с эпохи возрождения и едва ли когда-нибудь будет забыт.

Веризм и натурализм

Разницу поймет лишь искусствовед, так что не буду на этом акцентироваться.

И то и другое – фотореалистичные пейзажи. Когда художникам надоело рисовать ангелов и святых, они решили осмотреться вокруг и нашли множество прекрасных сюжетов.

Возрождение

Скажу, что это Да Винчи и пойду дальше. Ну и вот вам прекрасную картину его же.

Художники внезапно стали смотреть на мир вне церковной живописи. Появились портреты именитых особ, открыли понятие перспективы и начали экспериментировать.

Гиперреализм

Наверное, художники решили не уступать фотоаппарату.

Направление появилось, закономерно, уже после фотоаппарата – в середине 20 века. И должно показать, что фотографии могут делать и люди.

Дивизионизм

Смешивать краски – для слабаков. Нарисуйте картину точками основных цветов радуги, ставя рядом точки тех цветов, которые при смешении дадут нужный цвет. Но ни в коем случае не смешивайте! И зритель отойдет подальше и увидит нужный вам цвет.

Импрессионизм

К черту подробности, главное в картине – впечатление.

Ищите Мане, Сезанна и прочих знаменитых импрессионистов.

Классицизм

Приверженцы вам скажут – в картине важно соблюдать правила и каноны, сюжеты должны быть достойными, а общее впечатление логичным, как само мироздание.

Кубизм

Задача это жанра — показать объем без показа формы. Никаких вам понятых людей, домов и прочего. Только объем и необычное исполнение. Ищите Пикассо.

Маньеризм

Не знаю, отдельный ли это жанр. Но суть в том, что художник не следует жанру, а полностью копирует стиль рисования своего кумира. Например, вы хотите рисовать не в стиле ренессанса (возрождение), а именно как Леонардо Да Винчи.

На этом все

Такие основные жанры я вам перечислила и показала. Узнаете их теперь? Безусловно, это не все жанры. А уж если углубляться, то поджанров и стилей с небольшим числом последователей будет практически бесконечное количество. Это и футуризм и неофутуризм…

Но, мне кажется, статья и так вышла большевата. Пишите, какое направление вам наиболее интересно, и мы углубимся в него. Уже с конкретными авторами и кучей примеров. Чтобы вы точно стали профи в этом направлении. И на сегодня – пока и хорошего дня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: