Как свет влияет на выбор цвета или как правильно подобрать нужный оттенок

Как свет влияет на выбор цвета или как правильно подобрать нужный оттенок

Здравствуйте уважаемые посетители нашей школы! На сегодняшнем уроке я хочу поговорить с вами об одном интереснейшем явлении в дизайне интерьера, которое оказывает огромное значение на правильный выбор цветового решения интерьера (при этом оно доставляет немало трудностей), а именно о влиянии освещения на цвет.

Возможно, вы уже знаете, что освещение комнаты очень сильно влияет на её цвет (это прекрасно иллюстрирует пример выше). И зависит такое изменение, на самом деле, от множества факторов: начиная от времени суток и заканчивая ориентацией комнаты на сторону света. И это ещё одна причина, по которой новичкам очень сложно правильно подобрать основной цвет для комнат квартиры или дома. Напомню вам, что основной цвет – это цвет, занимающий наибольшую площадь комнаты, как правило, это цвет стен, поскольку стены в комнате имеют самую большую площадь. И речь, в первую очередь, идёт именно о влиянии освещения на основной цвет помещения.

При этом у некоторых возникает масса вопросов о технических аспектах цвета, например: почему цвет реагирует по-разному в различных средах, как различные аспекты света и окружающей среды влияют на него, и даже, как некоторые химические вещества влияют на цвет.

И это не говоря уже о психологическом восприятии цвета. Я недавно проводил консультации со своим клиентом по правильному выбору цвета квартиры. Она призналась мне, что ненавидела оттенок стен в одной комнате своего дома настолько, что была полна решимости переехать. Вот какое сильное влияние может оказывать цвет на человека, и именно поэтому мы (архитекторы и дизайнеры) иногда теряем сон из-за сомнения в его правильном выборе.

Но это я немного отвлёкся, продолжим наш урок. Прежде, чем я научился «видеть» различные оттенки в сложных нейтральных цветах, я был одержим изучением различных физических явлений, таких как экспозиция, постановка света, различные диффузные отражения как, например, вода океана, отражаясь от неба, приобретает свой оттенок, или как много зеленых деревьев за окном приводит к изменению оттенка краски в комнате. И это было такое время, когда я был полностью одержим попыткой понять всю метафизику света и его влияние. А нужно ли всё это для полноценного дизайна интерьера, спросите вы? Конечно, нет. Безусловно, некоторые моменты необходимо всегда помнить, но вполне возможно обойтись и без них.

Опытный архитектор, дизайнер интерьера или декоратор способен увидеть будущий оттенок на стенах даже на маленьком образце краски, которые предоставляет нам различные колерные веера, благодаря некоторым специфичным знаниям. Но для начинающих дизайнеров и тем более для обычных домовладельцев это будет не под силу.

Так как же правильно работать с оттенками, чтобы научиться их безошибочно подбирать. На самом деле выбор правильного оттенка интерьера с учётом разных видов освещения – это высший пилотаж в дизайне интерьера, но это вовсе не значит, что вам стоит опускать руки. Есть, по крайней мере, два пути, по которым можно научиться более правильно выбирать оттенки, а всё остальное приложиться из постоянной практики. Итак:

Первое. Необходимо знать основные физические закономерности восприятия и изменения цвета под воздействием света.

Второе. Использовать большие образцы красок (выкрасок), которые позволяют воочию видеть изменения цвета под воздействием различного освещения, что называется в реальном времени.

Итак, давайте узнаем основные закономерности изменения цветов под влиянием освещения, а те, кто их знает, пусть просто освежит свои знания.

Как различные источники естественного света влияют на цвет краски и что с ней происходит:
  • Утренний солнечный свет – холодный свет, добавляет прохлады и смещается к более насыщенным цветовым пигментам.
  • Сильнейший полуденный свет – очень яркий прямой солнечный свет, вымывает цвета, осветляет и отбеливает их.
  • Вечерний солнечный свет – смешанный свет, отменяет как теплые, так и холодные цвета, краски становятся «скучнее» и нейтральнее.
  • Искусственный свет ночью – теплый свет, поглощает тепло, сдвигая его к прохладным пигментам.
Влияние естественного света на цвета в зависимости от стороны света:
  • Север – добавляет синий и притупляет другие цвета;
  • Восток – добавляет зеленый;
  • Запад – добавляет оранжевый;
  • Юг – добавляет желто-белый и вымывает цвет.

Когда я впервые узнал об этом, я сразу попытался запомнить это и всегда старался держать при себе эту информацию, чтобы воспользоваться ею в нужный момент. И если всё, чем вы располагаете при выборе цвета для себя или своих клиентов, это небольшие образцы краски в колерном веере, то эта информация будет также очень полезна и для вас. Эти знания позволяют несколько проще попытаться предугадать, как цвет будет выглядеть после воздействия на него естественного или искусственного света, хотя, конечно, вы не сможете увидеть, что точно (на сто процентов) происходит с ним по небольшим образцам колерного веера.

Другое дело, когда вы работаете с большими образцами краски (выкрасками), которые, и меня в том числе, научили видеть изменение цвета под воздействием освещения, и о чём я рассказываю вам сегодня. По сей день, выбор цвета под влиянием освещения в помещении по большому образцу краски является лучшим способом понять, какую краску необходимо использовать, чтобы она выглядела зеленее, желтее, синее, розовее, больше оранжевого или фиолетового, прямо на месте. Достаточно просто выбрать подобный оттенок немного теплее или холоднее, в зависимости от того, что требуется и сразу видеть его изменение под воздействием света.

Читайте также:
Варианты оформления красивых беседок своими руками

Если вы сегодня спросите любого успешного архитектора или дизайнера, что для них более важно, понимание того, как освещение влияет на цвет, или иметь коллекцию крупных образцов красок. Ответ будет однозначный: «Постоянно растущая коллекция больших образцов позволяет игнорировать и даже не заботиться обо всех вещах, которые должен знать о цвете и свете. Все это верно лишь в теории, однако на практике происходит следующее, вы приложили большой образец краски в нужное место и он (цвет) либо «работает» в данном помещении, либо нет “.

При этом любые образцы красок необходимо «примерять» именно на той поверхности, для которой они предназначаются. Это означает, если выбираете цвет для стен, то образцы необходимо прикрепить именно на стене, а не раскладывать их на столе или полу и на них пытаться увидеть изменения цвета стены.

Конечно, я не отговариваю вас полностью отказаться от изучения теории воздействия света на цвет, по крайней мере, это никому из дизайнеров ещё не помешало. Но наилучший способ выяснить, какой оттенок краски будет правильный в той или иной комнате, лучше всего позволит сделать обычная пробная выкраска большого размера.

Так что и вы, начиная с этого дня, применяйте полученные знания на практике и ваши интерьеры непременно станут ещё лучше чем сейчас. Также расскажите нам, дорогие читатели studyas.com, что вам сегодня позволяет правильно подбирать цвет для интерьера. На этом всё. До скорой встречи.

♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, отметьте её в социальных сетях:

15 основных ошибок подбора цвета в интерьере Как выбрать правильный белый, зачем красить потолок в цвет стен и в каких пропорциях добавлять акценты — рассказываем все о цвете в интерьере

Умелый дизайнер экономит заказчику много денег, используя краски вместо дорогого декора. А неумелый способен любой бюджет свести к какофонии. Разбираемся с порталом по обустройству дома Houzz.ru, как быть похожим на первого.

Западать на белые пространства

Белые стены — тренд, пришедший вместе с модой на минимализм и скандинавский стиль. Белый — универсальный цвет, он расширяет любую комнату, добавляя ей света и воздуха. Увлекшись этим цветом, можно легко обнаружить себя в безжизненном интерьере, требующем постоянной уборки. Не стоит злоупотреблять: либо белый фон, либо белые акценты. Цветные детали, мебель, аксессуары, природные фактуры разбавят пустоту и наполнят ее жизнью.

Считать, что бежевый фон — хороший

Неуверенные в себе люди подсознательно стремятся к компромиссу при выборе цвета. Отсюда популярность «бежевенького»: светлый (но не белый), теплый и неброский. Цвет, кажущийся универсальным, делает интерьер унылым, лишенным характера, отдающим офисом и гостиницей. Оформить стильный интерьер в бежевой гамме сложно, понадобится выбирать яркие — красные, желтые, синие — акценты под конкретный оттенок и глубину бежевого. Совет: чем скромнее палитра, тем насыщеннее и разнообразнее должны быть фактуры.

Путать «белый» с белым

Белоснежные интерьеры выглядят холодно даже с яркими деталями. А если не хватает солнца, то еще и серо — совсем не так, как на картинке в журнале. В дизайне интерьеров под «белым» подразумевается с десяток оттенков: «сливки», «топленое молоко», «слоновая кость», «арктический снег» и пр. Они отличаются примесями других красок. Например, в традиционном скандинавском интерьере стены красят не в кипенно-белый, а в «стокгольмский белый» (Stockholmsvit), где подмешано немного серого и желтого пигмента. В результате получается более теплый оттенок.

Считать, что потолок и белый — синонимы

Если выкрасить потолок в один цвет со стенами, можно визуально расширить помещение, поскольку границы пространства растворяются. В случае с темными тонами этот прием создаст ощущение уютной коробочки. Осторожности этот прием требует только с яркими цветами: замкнутое пространство сильно воздействует на психику. Можно даже покрасить потолок в контрастный или яркий цвет при нейтральных стенах, особенно если вам досталось помещение с непропорционально высокими потолками.

Создавать интерьер в разных оттенках одного цвета

Делая ставку на монохром, вы лишаете пространство объема, глубины и приятной сложности. Исключение — волшебный серый цвет, но и тот на любителя. Постарайтесь сохранить разнообразие. Расставьте контрастные акценты. Поиграйте на полутонах любимого цвета: сочетайте сильно разбеленный пастельный оттенок с насыщенным темным или выразительным ярким.

Действовать по принципу «всего поровну»

Противоположная ошибка — выбрать хорошие сочетания цветов и насытить ими пространство в равной мере. В итоге — пестрота вместо гармонии. Придерживайтесь процентного соотношения 60/30/10 для главного цвета, дополнительного и прочих.

Использовать одну контрастную вещь

Если к нежно-голубым стенам вы приобрели прекрасный ярко-рыжий диван, добавьте еще несколько небольших оранжевых аксессуаров в остальные части комнаты, иначе диван вывалится из контекста, будет выглядеть чужеродно и неуместно. Это называется «поддержать цвет». Само цветовое пятно лучше разбить небольшими деталями других цветов, основного или дополнительного: так оно лучше впишется в обстановку.

Использовать чистые цвета в контрастах

Использование контрастных сочетаний — беспроигрышный вариант. Красный всегда будет выразительно смотреться с зеленым, желтый — с фиолетовым, а синий — с оранжевым. Но сам по себе контраст — настолько выразительный прием, что легко может утомить. Пусть один из цветов будет насыщеннее второго, разбеленного или затемненного. Это смягчит эффект и поможет избежать навязчивости.

Читайте также:
Журнальный столик в интерьере – истинное украшение гостиной

Пренебрегать цветом пола

Продумывая цветовую палитру интерьера, многие забывают про пол. И напрасно: на него приходится примерно четвертая часть пространства, которое мы видим. Особенно это актуально для больших помещений.

Игнорировать освещение

Одной и той же квартире в Валенсии и Мурманске нужны будут совершенно разные цветовые решения. Больше всего от этой несправедливости страдают северные любители прованса. Мягкие пастельные тона, такие нежные и освежающие при ярком солнечном свете, без него становятся блеклыми, холодными и скучными. Правило здесь одно: чем пасмурнее регион, тем теплее и насыщеннее цвета в интерьере.

Считать красный теплым, а синий — холодным

Распространенные ошибки связаны и с неправильной оценкой теплоты цвета. Красный, желтый и оранжевый оттенки безусловно относятся к теплой части спектра, а синий, фиолетовый и зеленый считаются холодными. Все сложнее. У каждого цвета есть теплые и холодные версии. Красный с примесью фиолетового — ежевичный, ягодный, маджента — более холодный, а приближенный к оранжевым тонам — алый, киноварь — значительно теплее. То же и с традиционно холодным синим: бирюзовый и цвет морской волны теплее небесных и стальных оттенков. Зеленый — это вообще многогранный цвет, легко переходящий как в теплые, так и в холодные оттенки.

Смешивать теплые и холодные оттенки одного цвета

Точнее, делать это можно, но сложно: нужно учитывать пропорции, сочетания каждого оттенка с другими цветами. В большинстве случаев получается дисгармония. Если есть сомнения, что вещь попадает в нужную цветовую температуру, лучше не рисковать и выбрать контрастный или нейтральный цвет. Это решение будет точно удачнее, чем, например, травянисто-зеленый на фоне холодных мятных оттенков.

Злоупотреблять чистыми цветами

Чем чище цвет, тем он навязчивее. Звонкие яркие тона бывают хороши в детской, на кухне и в ванной — и то в разумной дозировке. В остальных случаях лучше предпочесть сложные смешанные цвета с добавлением черного или серого (затемненные, припыленные) и белого (разбеленные, пастельные). Такой интерьер выглядит благороднее и взрослее. Чистый яркий цвет, как правило, требует нейтрального фона и строгой минималистичной обстановки.

Делать яркими большие участки

Тут легко переборщить и скатиться в карнавал: яркие цвета скоро начнут утомлять и сильно вас обяжут в дальнейшем. Уместнее выбирать для крупных предметов и целых стен более мягкие приглушенные оттенки, а насыщенные добавить за счет аксессуаров, которые при желании можно легко заменить. В нежилых зонах (санузле, коридоре, прихожей) можно применять терапию цветом без опаски. В этих помещениях вы не проводите много времени.

Бояться темных цветов

Это мрачно, не для маленьких помещений, сужает пространство — вот основные заблуждения, связанные с темными цветами. Да, они кажутся ближе, чем светлые. Но темные оттенки также обволакивают, дарят глубину, благородство и уют. Маленькая комната не будет выглядеть тесной, если избегать контрастных решений и не загромождать интерьер деталями. Тесным пространство делает цветовая сумятица и увлечение декором.

Свет и цвет: основы основ

Мы окружены

Осознаем мы этого или нет, но мы находимся в постоянном взаимодействии с окружающим миром и принимаем на себя воздействие различных факторов этого мира. Мы видим окружающее нас пространство, постоянно слышим звуки от различных источников, ощущаем тепло и холод, не замечаем, что пребываем под воздействием естественного радиационного фона, а также постоянно находимся в зоне излучения, которое исходит от огромного количества источников сигналов телеметрии, радио и электросвязи. Почти всё вокруг нас испускает электромагнитное излучение. Электромагнитное излучение — это электромагнитные волны, созданные различными излучающими объектами – заряженными частицами, атомами, молекулами. Волны характеризуются частотой следования, длинной, интенсивностью, а также рядом других характеристик. Вот вам просто ознакомительный пример. Тепло, исходящее от горящего костра – это электромагнитная волна, а точнее инфракрасное излучение, причем очень высокой интенсивности, мы его не видим, но можем почувствовать. Врачи сделали рентгеновский снимок – облучили электромагнитными волнами, обладающими высокой проникающей способностью, но мы этих волн не ощутили и не увидели. То, что электрический ток и все приборы, которые работают под его действием, являются источниками электромагнитного излучения, вы все, конечно же, знаете. Но в этой статье я не стану рассказать вам теорию электромагнитного излучения и его физическую природу, я постараюсь более мене простым языком объяснить, что же такое видимый свет и как образуется цвет объектов, которые мы с вами видим. Я начал говорить про электромагнитные волны, чтобы сказать вам самое главное: Свет – это электромагнитная волна, которая испускается нагретым или находящимся в возбужденном состоянии веществом. В роли такого вещества может выступить солнце, лампа накаливания, светодиодный фонарик, пламя костра, различного рода химические реакции. Примеров может быть достаточно много, вы и сами можете привести их в гораздо большем количестве, чем я написал. Необходимо уточнить, что под понятием свет мы будем подразумевать видимый свет. Всё выше сказанное можно представить в виде вот такой картинки (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Место видимого излучения среди других видов электромагнитного излучения.

На Рисунке 1 видимое излучение представлено в виде шкалы, которая состоит из «смеси» различных цветов. Как вы уже догадались – это спектр. Через весь спектр (слева направо) проходит волнообразная линия (синусоидальная кривая) – это электромагнитная волна, которая отображает сущность света как электромагнитного излучения. Грубо говоря, любое излучение – есть волна. Рентгеновское, ионизирующее, радиоизлучение (радиоприемники, телевизионная связь) – не важно, все они являются электромагнитными волнами, только каждый вид излучения имеет разную длину этих волн. Синусоидальная кривая является всего лишь графическим представлением излучаемой энергии, которая изменяется во времени. Это математическое описание излучаемой энергии. На рисунке 1 вы также можете заметить, что изображенная волна как бы немного сжата в левом углу и расширена в правом. Это говорит о том, что она имеет разную длину на различных участках. Длина волны – это расстояние между двумя её соседними вершинами. Видимое излучение (видимый свет) имеет длину волны, которая изменяется в пределах от 380 до 780nm (нанометров). Видимый свет — всего лишь звено одной очень длинной электромагнитной волны.

Читайте также:
Покраска ПВХ: краска для панелей из пластика, видео-инструкция

От света к цвету и обратно

Ещё со школы вы знаете, что если на пути луча солнечного света поставить стеклянную призму, то большая часть света пройдет через стекло, и вы сможете увидеть разноцветные полосы на другой стороне призмы. То есть изначально был солнечный свет — луч белого цвета, а после прохождения через призму разделился на 7 новых цветов. Это говорит о том, что белый свет состоит из этих семи цветов. Помните, я только что говорил, что видимый свет (видимое излучение) — это электромагнитная волна, так вот, те разноцветные полосы, которые получились после прохождения солнечного луча через призму – есть отдельные электромагнитные волны. То есть получаются 7 новых электромагнитных волн. Смотрим на рисунок 2.

Рисунок 2 – Прохождение луча солнечного света через призму.

Каждая из волн имеет свою длину. Видите, вершины соседних волн не совпадают друг с другом: потому что красный цвет (красная волна) имеет длину примерно 625-740nm, оранжевый цвет (оранжевая волна) – примерно 590-625nm, синий цвет (синяя волна) – 435-500nm., не буду приводить цифры для остальных 4-х волн, суть, я думаю, вы поняли. Каждая волна – это излучаемая световая энергия, то есть красная волна излучает красный свет, оранжевая – оранжевый, зеленая – зеленый и т.д. Когда все семь волн излучаются одновременно, мы видим спектр цветов. Если математически сложить графики этих волн вместе, то мы получим исходный график электромагнитной волны видимого света – получим белый свет. Таким образом, можно сказать, что спектр электромагнитной волны видимого света – это сумма волн различной длины, которые при наложении друг на друга дают исходную электромагнитную волну. Спектр «показывает из чего состоит волна». Ну, если совсем просто сказать, то спектр видимого света – это смесь цветов, из которых состоит белый свет (цвет). Надо сказать, что и у других видов электромагнитного излучения (ионизирующего, рентгеновского, инфракрасного, ультрафиолетового и т.д.) тоже есть свои спектры.

Любое излучение можно представить в виде спектра, правда таких цветных линий в его составе не будет, потому, как человек не способен видеть другие типы излучений. Видимое излучение – это единственный вид излучений, который человек может видеть, потому-то это излучение и назвали – видимое. Однако сама по себе энергия определенной длины волны не имеет никакого цвета. Восприятие человеком электромагнитного излучения видимого диапазона спектра происходит благодаря тому, что в сетчатке глаза человека располагаются рецепторы, способные реагировать на это излучение.

Но только ли путем сложения семи основных цветов мы можем получить белый цвет? Отнюдь. В результате научных исследований и практических экспериментов было установлено, что все цвета, которые способен воспринимать человеческий глаз, можно получить смешиванием всего лишь трех основных цветов. Три основных цвета: красный, зеленый, синий. Если с помощью смешивания этих трех цветов можно получить практически любой цвет, значит можно получить и белый цвет! Посмотрите на спектр, который был приведен на рисунке 2, на спектре четко просматриваются три цвета: красный, зеленый и синий. Именно эти цвета лежат в основе цветовой модели RGB (Red Green Blue).

Проверим как это работает на практике. Возьмем 3 источника света (прожектора) — красный, зеленый и синий. Каждый из этих прожекторов излучает только одну электромагнитную волну определенной длины. Красный – соответствует излучению электромагнитной волны длиной примерно 625-740nm (спектр луча состоит только из красного цвета), синий излучает волну длиной 435-500nm (спектр луча состоит только из синего цвета), зеленый – 500-565nm (в спектре луча только зеленый цвет). Три разных волны и больше ничего, нет никакого разноцветного спектра и дополнительных цветов. Теперь направим прожектора так, чтобы их лучи частично перекрывали друг друга, как показано на рисунке 3.

Рисунок 3 — Результат наложения красного, зеленого и синего цветов.

Посмотрите, в местах пересечения световых лучей друг с другом образовались новые световые лучи – новые цвета. Зеленый и красный образовали желтый, зеленый и синий – голубой, синий и красный — пурпурный. Таким образом, изменяя яркость световых лучей и комбинируя цвета можно получить большое многообразие цветовых тонов и оттенков цвета. Обратите внимание на центр пересечения зеленого, красного и синего цветов: в центре вы увидите белый цвет. Тот самый, о котором мы недавно говорили. Белый цвет – это сумма всех цветов. Он является «самым сильным цветом» из всех видимых нами цветов. Противоположный белому – черный цвет. Черный цвет – это полное отсутствие света вообще. То есть там, где нет света — там мрак, там всё становится черным. Пример тому — иллюстрация 4.

Читайте также:
Кресло-качалка – стильные, современные, качественные и удобные модели от ведущих производителей (135 фото)

Рисунок 4 – Отсутствие светового излучения

Я как-то незаметно перехожу от понятия свет к понятию цвет и вам ничего не говорю. Пора внести ясность. Мы с вами выяснили, что свет – это излучение, которое испускается нагретым телом или находящимся в возбужденном состоянии веществом. Основными параметрами источника света являются длина волны и сила света. Цвет – это качественная характеристика этого излучения, которая определяется на основании возникающего зрительного ощущения. Конечно же, восприятие цвета зависит от человека, его физического и психологического состояния. Но будем считать, что вы достаточно хорошо себя чувствуете, читаете эту статью и можете отличить 7 цветов радуги друг от друга. Отмечу, что на данный момент, речь идет именно о цвете светового излучения, а не о цвете предметов. На рисунке 5 показаны зависимые друг от друга параметры цвета и света.

Рисунки 5 и 6– Зависимость параметров цвета от источника излучения

Существуют основные характеристики цвета: цветовой тон (hue), яркость (Brightness), светлость (Lightness), насыщенность (Saturation).

Цветовой тон (hue)

– Это основная характеристика цвета, которая определяет его положение в спектре. Вспомните наши 7 цветов радуги – это, иначе говоря, 7 цветовых тонов. Красный цветовой тон, оранжевый цветовой тон, зелёный цветовой тон, синий и т.д. Цветовых тонов может быть довольно много, 7 цветов радуги я привел просто в качестве примера. Следует отметить, что такие цвета как серый, белый, черный, а также оттенки этих цветов не относятся к понятию цветовой тон, так как являются результатом смешивания различных цветовых тонов.

Яркость (Brightness)

– Характеристика, которая показывает, насколько сильно излучается световая энергия того или иного цветового тона (красного, желтого, фиолетового и т.п.). А если она вообще не излучается? Если не излучается – значит, её нет, а нет энергии — нет света, а там где нет света, там черный цвет. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится черным цветом. Например, цепочка снижения яркости красного цвета: красный — алый — бордовый — бурый — черный. Максимальное увеличение яркости, к примеру, того же красного цвета даст «максимально красный цвет».

Светлость (Lightness)

– Степень близости цвета (цветового тона) к белому. Любой цвет при максимальном увеличении светлости становится белым. Например: красный — малиновый — розовый — бледно-розовый — белый.

– Степень близости цвета к серому цвету. Серый цвет является промежуточным цветом между белым и черным. Серый цвет образуется путем смешивания в равных количествах красного, зеленого, синего цвета с понижением яркости источников излучения на 50%. Насыщенность изменяется непропорционально, то есть понижение насыщенности до минимума не означает, что яркость источника будет снижена до 50%. Если цвет уже темнее серого, при понижении насыщенности он станет ещё более темным, а при дальнейшем понижении и вовсе станет черным цветом.

Такие характеристики цвета как цветовой тон (hue), яркость (Brightness), и насыщенность (Saturation) лежат в основе цветовой модели HSB (иначе называемая HCV).

Для того чтобы разобраться в этих характеристиках цвета, рассмотрим на рисунке 7 палитру цветов графического редактора Adobe Photoshop.

Рисунок 7 – Палитра цветов Adobe Photoshop

Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то обнаружите маленький кружочек, который расположен в самом верхнем правом углу палитры. Этот кружочек показывает, какой цвет выбран на цветовой палитре, в нашем случае это красный. Начнем разбираться. Сначала посмотрим на числа и буквы, которые расположены в правой половине рисунка. Это параметры цветовой модели HSB. Самая верхняя буква – H (hue, цветовой тон). Он определяет положение цвета в спектре. Значение 0 градусов означает, что это самая верхняя (или нижняя) точка цветового круга – то есть это красный цвет. Круг разделен на 360 градусов, т.е. получается, в нем 360 цветовых тонов. Следующая буква – S (saturation, насыщенность). У нас указано значение 100% — это значит, что цвет будет «прижат» к правому краю цветовой палитры и имеет максимально возможную насыщенность. Затем идет буква B (brightness, яркость) – она показывает, насколько высоко расположена точка на палитре цветов и характеризует интенсивность цвета. Значение 100% говорит о том, что интенсивность цвета максимальна и точка «прижата» к верхнему краю палитры. Буквы R(red), G(green), B(blue) — это три цветовых канала (красный, зеленый, синий) модели RGB. В каждом в каждом из них указывается число, которое обозначает количество цвета в канале. Вспомните пример с прожекторами на рисунке 3, тогда мы выяснили, что любой цвет может быть получен путем смешивания трех световых лучей. Записывая числовые данные в каждый из каналов, мы однозначно определяем цвет. В нашем случае 8-битный канал и числа лежат в диапазоне от 0 до 255. Числа в каналах R, G, B показывают интенсивность света (яркость цвета). У нас в канале R указано значение 255, а это значит, что это чистый красный цвет и у него максимальная яркость. В каналах G и B стоят нули, что означает полное отсутствие зеленого и синего цветов. В самой нижней графе вы можете увидеть кодовую комбинацию #ff0000 — это код цвета. У любого цвета в палитре есть свой шестнадцатиричный код, который определяет цвет. Есть замечательная статья Теория цвета в цифрах, в которой автор рассказывает как определять цвет по шестнадцатеричному коду.
На рисунке вы также можете заметить перечеркнутые поля числовых значений с буквами «lab» и «CMYK». Это 2 цветовых пространства, по которым тоже можно характеризовать цвета, о них вообще отдельный разговор и на данном этапе незачем вникать в них пока не разберетесь с RGB.
Можете открыть цветовую палитру Adobe Photoshop и поэксперовать со значением цветов в полях RGB и HSB. Вы заметите, что изменение числовых значений в каналах R, G, и B приводит к изменению числовых значений в каналах H, S, B.

Читайте также:
Садовые дорожки своими руками с малыми затратами: Как красиво оформить? 180+ Фото дачных вариантов из разных материалов (из плитки, пластика, резины)

Цвет объектов

Пора поговорить о том, как так получается, что окружающие нас предметы принимают свой цвет, и почему он меняется при различном освещении этих предметов.

Объект можно увидеть, только если он отражает или пропускает свет. Если же объект почти полностью поглощает падающий свет, то объект принимает черный цвет. А когда объект отражает почти весь падающий свет, он принимает белый цвет. Таким образом, можно сразу сделать вывод о том, что цвет объекта будет определяться количеством поглощенного и отраженного света, которым этот объект освещается. Способность отражать и поглощать свет определятся молекулярной структурой вещества, иначе говоря — физическими свойствами объекта. Цвет предмета «не заложен в нем от природы»! От природы в нем заложены физические свойства: отражать и поглощать.

Цвет объекта и цвет источника излучения неразрывно связаны между собой, и эта взаимосвязь описывается тремя условиями.

Первое условие: Цвет объект может принимать только при наличии источника освещения. Если нет света, не будет и цвета! Красная краска в банке будет выглядит черной. В темной комнате мы не видим и не различаем цветов, потому что их нет. Будет черный цвет всего окружающего пространства и находящихся в нем предметов.

Второе условие: Цвет объекта зависит от цвета источника освещения. Если источник освещения красный светодиод, то все освещаемые этим светом объекты будут иметь только красные, черные и серые цвета.

И наконец, Третье условие: Цвет объекта зависит от молекулярной структуры вещества, из которого состоит объект.

Зеленая трава выглядит для нас зеленой, потому что при освещении белым светом она поглощает красную и синюю волну спектра и отражает зеленую волну (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Отражение зеленой волны спектра

Бананы на рисунке 9 выглядят желтыми, потому что они отражают волны, лежащие в желтой области спектра (желтую волну спектра) и поглощает все остальные волны спектра.

Рисунок 9 – Отражение желтой волны спектра

Собачка, та что изображена на рисунке 10 – белая. Белый цвет – результат отражения всех волн спектра.

Рисунок 10 – Отражение всех волн спектра

Цвет предмета – это цвет отраженной волны спектра. Вот так предметы приобретают видимый нами цвет.

В следующей статье речь пойдет о новой характеристике цвета — цветовой температуре.

Про цветовой круг, подбираем тени подходящие к цвету глаз

Тема не новая, но всегда актуальная. А актуальная потому, что правильно воспользоваться цветовым кругом и подобрать нужный цвет могут не все и не всегда.

Вроде бы все предельно ясно. Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него, будут хорошо смотреться вместе. Существуют цветовые схемы, которые предполагают красивый вид при гармоничном сочетании цветов.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются:

— Из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге.

— При использовании любых трех цветов, равномерно распределенных по цветовому кругу, образуя треугольник.

— При использовании любых четырех цветов, образующих прямоугольник.

Теперь возьмем зеленый глаз и накрасим красными тенями… )) Уже в этот момент начинают закрадываться подозрения, что что-то в этой теории работает не совсем верно. И все-таки она работает. Просто в макияже она работает несколько иначе. Не так просто и требует комплексного подхода.

Начнем с того, что любой цвет глаз неоднозначен и часто неоднороден. Голубые глаза могут быть серыми, прозрачными, мутными, с зеленцой, синими, цвета мокрого асфальта и т. д. В них могут быть вкрапления. То же самое касается и других цветов. Обратите внимание, что коричневого цвета вообще нет на цветовом круге! Тушите свет, сушите весла:)) Почему так? Да потому что коричневый это производный и может включать в себя практически любые цвета.

Так вот когда мы говорим о подборе цвета теней к цвету глаз, наша задача внимательно рассмотреть глаза, выделить все имеющиеся в них оттенки, и понять в какую сторону мы хотим их увести. Вариантов всегда есть несколько. Но! Здесь в игру вступает цветотип. Сложность подбора теней всегда заключается еще и в том, что мы не можем действовать изолированно, не учитывая цвета кожи и волос. А бывают еще и нюансы в виде сосудистой сеточки на коже или на белках глаз, и не учитывать их тоже не получится. Так что глаза будут менять цвет в зависимости от цвета теней это факт. И не только глаза. Даже цвет кожи смотрится по-разному.

Для сравнения. Фото сделаны при одинаковом освещении! И посмотрите, КАК по-разному смотрится цвет глаз и цвет кожи.

Читайте также:
Принципы расстановки мебели в комнатах с маленькой площадью

В первом случае мы как раз таки используем цветовую схему из теории цветов напротив и подчеркиваем зеленый цвет, который есть в глазах, извлекаем его.

Во втором случае мы не играем на контрасте, за счет чего цвет остается неизменным. Этот вариант наиболее нейтральный и наиболее часто используемый. Но самых интересных результатов вы можете достичь, пользуясь первым вариантом.

Допустим глаза зеленые. Выраженного зеленого цвета. Какой цвет будет хорошо на них смотреться? Горчичный, рыжий. Глаза будут светиться при таком сочетании. А вот рыжеволосым действительно идет синий цвет одежды. Но синие тени чаще всего смотрятся на них излишне вычурно и тяжело на белой коже. Кроме того, конечно же зеленоглазым идут оттенки сиреневого. Мы уже видели, что они извлекают зеленый даже там, где его мало.

Цвет не обязательно должен быть выражен. Достаточно его немножко включить в макияж:

Голубые глаза прекрасно подчеркнут песочные тени, коричневые, серо-коричневые, золотистые и бронзовые оттенки, уходящие именно в коричневый, а не в розовый и не в рыжий.

Обратите внимание, что рыжеватые тени сразу уводят глаза в зеленый:

Кроме того, хорошо будут смотреться классические темно серые смоуки

Можно и цвет в цвет, но это будет смотреться уже проще:

Карие глаза. Здесь очень многое зависит от оттенка. Мы можем только рассуждать в общих чертах. Насыщенным карим глазам, как правило, очень идут розовые оттенки. Они оживляют глаза, как будто добавляют свечения. Вот почему я часто использую именно розовый. Не в чистом виде, но добавляя оттенок. Я добавляю его и в бронзу, и в коричневый, и в сиреневый. Глаза сразу «оживают»

А дальше все будет зависеть от того, из каких цветов ваши карие глаза состоят. Если в них есть рыжинка, смело используйте зеленый цвет.

Суть в том, что вы должны подобрать именно тот цвет, который заставит глаза светиться. И в сочетание с этим цветом, вы сможете использовать любые другие, но при этом глаз будет подсвечен. И цветовой круг в этом плане может быть вашим ориентиром однозначно. Если у вас зеленые глаза, но есть вкрапления коричневого, это значит, что вы смело можете использовать цветовую схему для коричневого цвета и подсвечивать его.

Влияние света на оттенки цвета

В зависимости от освещения различные цвета воспринимаются человеком по-разному: кажутся более теплыми или холодными. Будет ли оттенок “играть” или покажется грязным и невзрачным? Все зависит от правильно подобранного света.

Вечерние сумерки залили комнату волшебным голубым светом.

По мере движения солнца по небосклону освещение в комнате постоянно меняется. На восходе, днем, в сумерках — свет совершенно разный. При этом окна наших квартир часто выходят только на одну сторону: на северной солнца мало, на восточной и западной больше, наиболее благоприятной считается юго-восточная. Соответственно, сделать комнату более светлой помогут теплые и светлые тона, а холодные сине-зеленые оттенки хорошо подходят для богатых солнечным светом помещений.

Спектральные характеристики источников света необходимо учитывать при формировании светового климата в комнате. Искусственный свет ярче всего подчеркивает те тона в интерьере, которые соответствуют его цветности. Сегодня в квартирах и загородных домах чаще всего используются лампы накаливания (в том числе галогенные) и люминесцентные.

Лампы накаливания заставят «заиграть» красно-коричневые оттенки деревянной мебели, желтый в отделке помещения.

Лампы накаливания и некоторые галогенки дают «теплый» свет. Это особенно хорошо заметно по интерьерным фотографиям — они получаются равномерный желтый оттенок.

Люминесцентные лампы, наоборот, усиливают ощущение холода сине-зеленых оттенков и нивелирует теплоту красно-желтых. Модификации таких ламп с синеватым люминофором делают теплые тона более яркими, но собственно «теплота» в этом свете блекнет. Используйте это свойство люминесцентной лампы: «вытягивайте» с ее помощью интерьер в пастельных тонах, делайте его более выразительным.

Люминесцентные лампы дают холодный белый свет.

ЦВЕТ В СВЕТЕ ЛАМП

Интерьер любого помещения мы наблюдаем как при естественном, так и при искусственном освещении. И это не удивительно – ведь световой климат в комнате меняется в течение дня. Об этом следует помнить, выбирая отделочные материалы для стен и потолка.

Подбирайте такие оттенки, которые одинаково хорошо будут смотреться в любой световой картине: и при дневном, и при искусственном свете.

Обратите внимание еще и на то, что мебель и декор интерьера также сильно влияют на восприятие цвета стен и потолка. Поэтому, как бы парадоксально ни это звучало, решение о цвете стен лучше принимать после меблировки комнаты. Естественно, мы не призываем завершать ремонт окрашиванием стен или поклейкой обоев: нарушать последовательность операций не стоит. Просто при выборе покрытий «держите в голове» их возможный цветовой конфликт с уже существующими предметами обстановки.

Цвет в банке с краской кажется на два-три тона темнее, если его нанести на поверхность большой площади. Выбирайте пастельные оттенки — не ошибетесь! На фото: гарнитур для спальни Sorgues от фабрики Roche Bobois.

Меньше всего зависят от освещения светлые тона, поэтому они являются универсальными. Если все же хочется темных насыщенных оттенков, покупать их следует предельно внимательно. Выбирайте тот цвет краски / обоев, который кажется менее насыщенным и чуть светлее того, что нужен вам. На огромных освещенных поверхностях цвет будет выглядеть на несколько тонов ярче.

Читайте также:
Дверные ручки для межкомнатных дверей: разновидности механизмов и стильный дизайн

Обратите внимание, что степень блеска краски влияет на интенсивность и глубину цвета при естественном и искусственном освещении. Чем выше степень блеска, тем сильнее отражение света и тем ярче кажется цвет.

Осторожнее с белым: только при ярком субтропическом солнце он выглядит ослепительным и чистым. В российском климате он приобретает неприятный мышиный оттенок. Используйте белый с теплым оттенком. Помните, что этот цвет магическим образом отражает свет, дает ощущение хорошей освещенности.

Белые поверхности принимают цвет того оттенка, который дает лампочка светильника.

В белом интерьере вам не потребуются электрические лампочки столь высокой мощности, как в комнате с темными, «поглощающими свет» поверхностями. Иными словами, светлые стены, в каком то смысле, помогают экономить электроэнергию, пишет 4living.ru.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Теплое и холодное освещение в интерьере. Цветовая температура света

С вами бывало такое: вы выбрали в магазине товар понравившегося цвета (неважно, что — одежду, занавески, мягкую мебель, обои), а, посмотрев на эту вещь дома, искренне удивились? Цвет совершенно не тот!

С большой вероятностью можно утверждать, что дело здесь в разном освещении. Пусть и в магазине, и дома присутствовал искусственный свет ламп, однако это были разные лампы, а правильнее сказать, что Цветовая Температура этих ламп была разной.

Каждый свет имеет свой цвет. Фактически, освещая какой-либо цвет каким-либо светом, мы получаем третий цвет, состоящий из смеси этих двух.

Различные типы света имеют свою собственную цветовую температуру, которая может играть решающую роль в восприятии цветов, выбранных вами для дизайна интерьера.

Различают “теплый” и “холодный” свет, между ними располагается “нейтральный”. Теплый свет имеет желтый оттенок, холодный — выглядит как очень белый, уходящий в голубой.

На упаковке современных светодиодных ламп имеется маркировка, например, “теплый белый свет”, “дневной белый”, “холодный белый”. Кроме того, там указываются и числа, например, 2700 K, 4000 K, 5500 K, которые указывают цветовую температуру данной лампы.

Естественное освещение, где источником является солнце, тоже не имеет постоянной цветовой температуры. Солнце перемещается в течение дня и его свет меняет оттенок. На закате и восходе освещение становится значительно теплее (3500 К), чем в полдень (5400 К). На цветовую температуру дневного света также влияет облачность и туман — свет становится холоднее, и даже время года, так как солнце находится на разной высоте в разные сезоны.

Кельвин и Цельсий. Немного теории

Буква К после числа – это сокращение градуса Кельвина, в которых и измеряется цветовая температура. Но почему у света есть температура, которую, к тому же измеряют в градусах, как, например, температуру тела или воздуха? Этому есть объяснение.

Основными источниками света в природе являются нагретые тела. Для абсолютно черного тела спектр видимого излучения, который зависит от температуры нагрева, измеряемой в Кельвинах, называют термином цветовая температура.

Абсолютно черное тело — это физический идеальный объект, который поглощает все излучения, ничего не отражая, и при этом может испускать свое излучение, в световом диапазоне, в том числе.

Естественно, что любую температуру можно измерять и в привычных нам градусах Цельсия. И тогда бы на лампочках были соответствующие маркировки: теплый белый свет (2700 К) обозначался бы как 2420 °C, нейтральный — 3720 °C, холодный свет вообще имел бы температуру 5220 градусов Цельсия.

Тысячи градусов! Температура как в аду. А светодиодные лампы лишь теплые на ощупь. И почему это “холодный” — самый горячий? Странно это все…

От гвоздя до Ригеля

Если взять, к примеру, обычный стальной гвоздь и начать его нагревать, то рано или поздно он начинает светиться слабым темно-красным светом. Происходит это примерно при Т=550 °C (823 K). При дальнейшем нагревании с увеличением температуры до 900 °C (1070 K) цвет становится ярко-красным, при 1000 °C (1270 K) — уже желтым, а при 1300 °C (1570 K) испускает белый свет. То есть мы довели его до “белого каления”. То есть до предела. И, действительно, больше сталь нагревать нельзя, так как она разрушится.

Раньше, до появления высокотемпературных термометров и бесконтактных пирометров, по цвету “на глазок” определяли температуру металла при ковке и плавке. Так и появились термины “красное каление” и “белое каление”.

Но существуют более тугоплавкие металлы, например, вольфрам. Из него изготовлена нить обычной (или уже нет?) лампы накаливания. В отличие от светодиодов тугоплавкая нить нагревается до высоких температур и именно поэтому начинает светиться. И цветовая температура испускаемого света в таких лампах соответствует температуре нагрева. Обычно это 2700-3000 К, то есть 2400-2700 °C, то есть очень горячо. Как раз такую цветовую температуру имеют LED-лампы, с маркировкой “теплый белый свет”, которые как раз имитируют “живой” свет ламп накаливания, вовсе не нагреваясь до указанных на них температур.

Поверхность солнца имеет температуру более 6000 К, и испускает белый свет. Однако мы видим солнце желтым. Это происходит потому, что в результате рассеяния в земной атмосфере из спектра удаляются синие и фиолетовые составляющие. На закате и восходе этот эффект усиливается. А вот космонавты видят солнце именно белым. Хотя в астрономии Солнце все-таки относится к “желтым карликам”.

Читайте также:
Теплицы из дерева своими руками: лучшая пятёрка проектов

Но есть и красные, и белые, и голубые звезды. И это напрямую связано с их температурой. Например, Антарес и Бетельгейзе имеют температуру в районе 3000 К, и относятся к красным. Сириус и Вега — белые звезды с температурой около 10000 K. А самые горячие, например, Ригель (12 000 К), называются голубыми. Ригель, кстати, больше Солнца в 74 раза, и ярче (всего-то чуть-чуть) в 130 000 раз!

Вот и ответ на вопрос о горячем и холодном: чем горячее тело, тем более “холодный” свет оно излучает. Однако, самое время спуститься с небес на землю и оказаться у себя дома.

Как свет влияет на цвет краски в интерьере

Почему темно-синие стены в определенное время суток выглядят почти черными? Почему белые стены комнаты по вечерам кажутся такими желтыми? Если вы когда-нибудь обращали внимание на такие изменения, то вы уже знаете, насколько свет способен влиять на наше восприятие цвета.

И угол, под которым свет светильника падает на стену, и положение солнца ответственны за то, каким будет фактический цвет.

Об особенностях цветового зрения и что еще влияет на изменение цвета — читайте в статье: Почему два одинаковых цвета разные? Метамерия.

Как же практически решить эту проблему и выбрать освещение, при котором окрашенные поверхности будут иметь нужный цвет?

Естественное освещение

Естественный свет играет важную роль в том, как воспринимаются цвета краски в интерьере. Здесь важную роль играет ориентация окна по сторонам света. Ведь именно окна являются “источником” дневного света в помещении. И их расположение поменять не получится.

В общих чертах, это выглядит так: если окна в конкретном помещении выходят на север, то внутрь попадает мягкий свет, создавая теплый эффект. Это означает, что темные краски будут выглядеть темнее, а светлые цвета станут несколько приглушенными. Это происходит потому, что северный свет добавляет в цвет краски голубого. Если такое помещение чаще используется днем, то, возможно следует внести поправку, и использовать для стен более насыщенные светлые цвета.

С другой стороны, если в комнату попадает свет через окно, выходящее на юг, он будет более интенсивным. Темные цвета будут казаться светлее, а светлые могу потерять свой оттенок, и станут очень светлыми, почти белыми.

Комнаты на западной стороне дома будут получать красивый теплый свет по вечерам и будут в тени по утрам, а комнаты с окнами на восток будут озаряться ярким теплым светом с утра и до полудня, и значительно более спокойным голубоватым по вечерам. Это удачное место для использования красок красных, оранжевых и желтых цветов.

Безусловно, естественный свет имеет огромное влияние на восприятие цветов в интерьере, но, к счастью, используя правильное искусственное освещение, вы можете “подстраивать” цвета и оттенки в своем доме в любое время суток, независимо от естественного света.

Искусственное освещение

Стандартные лампы накаливания (и светодиодные лампы с маркировкой 2700-3000 К) дают теплый свет. Такие источники света сделают яркие цвета (красный, оранжевый и желтый) еще немного более интенсивными, а краски более холодных оттенков (зеленый, синий, серый) будут казаться в их свете немного более тусклыми.

Напротив, люминесцентные лампы известны тем, что излучают голубоватый, довольно прохладный свет. Этот свет хорошо сочетается с более холодными красками, такими как синие, зеленые, серые. Обычно люминесцентные светильники используются в рабочих местах или на кухнях.

Галогеновые лампы дают свет, близкий к естественному, и делают все цвета более яркими. Использование ламп с такой цветовой температурой делает переход от дневного света к искусственному менее резким.

Модные сейчас винтажные лампы Эдисона даже теплее, чем лампы накаливания. Известно, что такие ретро-лампы добавляют окружению теплый, иногда желтый, иногда янтарный оттенок. Можно использовать подобные источники освещения, чтобы согреть комнату, в которую не так много естественного солнечного света или чтобы дополнительно усилить теплые тона краски.

Светодиодные лампы имеют самый широкий диапазон цветовых температур и эта технология день ото дня совершенствуется. Вы можете купить более теплые или более холодные LED-лампы, или даже «умные» светодиодные лампы, цвет которых можно контролировать с помощью пульта.

Расположение источников света

Не стоит также забывать о множестве различных эффектов, которые могут быть созданы за счет расположения приборов освещения. Люстры и другие осветительные приборы способны наполнить помещение любыми вариантами света, и с помощью нескольких источников можно удачно распределить этот свет по всему пространству комнаты.

Настольные лампы и торшеры — подходящий вариант при недостатке естественного света, когда необходимо сделать комнату светлее, но не хочеться сильно влиять на цвет стен. Локальный источник света освещает лишь одну зону комнаты, и поэтому отлично справляется с этой задачей.

Различные гирлянды, светодиодные ленты и свечи также идеально подходят для создания теплой и уютной атмосферы в доме. Они отлично подходят для “согревания” ярких, светлых цветов краски, а также создают красивый контрастный эффект в комнатах с темными стенами.

Практические советы

Лучший и самый надежный способ узнать как будут выглядеть ваши окрашенные стены — это сделать пробные выкрасы и проконтролировать цвет в том самом помещении, для которого он предназначен.

Можно нанести краску в два слоя на загрунтованный квадрат гипсокартона и перемещать его от стены к стене. А лучше закрепить по одному образцу на каждой стене, и следить в течении дня, фиксируя изменение цвета образцов визуально при изменении естественного освещения. Также обязательно оцените, что происходит с оттенком при использовании источников искусственного света.

Читайте также:
Оранжевый цвет в интерьере: для любителей ярких эмоций 87 фото и сочных решений

Не исключено, что вы захотите окрасить одну стену, на которую постоянно попадает больше света, в более темный оттенок, чем другие. Или наоборот, сделать светлее (и, может быть, насыщеннее) стены, которые всегда в тени. Читайте больше об этом ЗДЕСЬ. .

Также помните, что восприятие освещения и цвета краски в пустой комнате отличается от восприятия в помещении, полном мебели и разных предметов. Иногда весьма значительно.

Восприятие цвета на больших площадях и маленьких участках тоже несколько разное. Коррективы вносит и степень блеска краски.

Чтобы увидеть больше материалов на похожие темы, нажмите на ссылку ниже

Какую цветовую температуру выбрать для освещения: теплую, холодную или дневную?

От правильно подобранной цветовой температуры в квартире зависит не только восприятие окружающей обстановки, но и внутреннее состояние домочадцев. Разберем сегодня все нюансы использования холодного и теплого света и дадим рекомендации по организации освещения.

  1. Что такое цветовая температура?
  2. Какой свет лучше?
  3. Правила использования и организации освещения
  4. Рекомендации для разных комнат

Что такое цветовая температура?

Понятие цветовая температура — физический показатель, который отражает цвет источника освещения. Измеряются в Кельвинах. Изучая температуру света ученые взяли за основу абсолютно черное тело, нагревая которое в вакууме можно увидеть изменение оттенка свечения:

  • 0К — черный цвет;
  • 500-600К — красный с черным отливом;
  • 2500К — желтый;
  • 2800-3000К — теплый белый;
  • 5000-5500К — белый нейтральный свет;
  • 7000-7500К — холодный белый свет;
  • 9000-1000К — голубой свет.

Интерьерные источники света, хоть и не нагреваются настолько, излучают искусственное свечение в диапазоне 2500-7000К. При этом значение 2-4 тысячи считается теплым оттенком света (имеет желтый подтон), 4-5 тысяч — нейтральным белым, лампы 5-7 тысяч дают холодное освещение.

Важно ! Знание как измеряется температура и каким показателям какие значения соответствуют, позволяет понять какого именно цвета будет теплый свет лампы — оранжевого, желтого, светло-желтого. Тоже самое с холодным: белый, светло-голубой, голубой. Чем выше цифра, тем синее диапазон.

Какой свет лучше?

Постановка вопроса «Что лучше — теплый белый свет, голубоватый или нейтральный?» также абсурдна, как попытка определить какой тон красивее — оранжевый или зеленый.

Однако, оттенки разной цветовой температуры имеют некоторые различия, которые делают их более или менее подходящими для различных ситуаций.

  • Отвечая на вопрос какой свет ярче теплый или холодный — однозначно второй. Точнее, так он воспринимается нашими глазами: при одинаковой мощности светодиодных ламп, лампы с холодным свечением будут светлее.
  • Подбирая подсветку, близкую к естественной солнечной, отдайте предпочтение нейтральным светильникам . Разница между ними с холодным и теплым освещением в том, что белые светодиодные лампы никак не меняют восприятие окружающей обстановки.
  • Теплый свет выглядит как рассветное, либо закатное солнце . Лампы накаливания обладают удивительной способностью создавать расслабленную атмосферу: действуют как электрические свечи. Также лампы теплого оттенка подчеркивают в интерьере теплую палитру, нейтрализуют холодные элементы.

Важно ! Температура света (теплый, белый, холодный) никаким образом не влияет на остроту зрения: «посадить» глаза может только недостаток яркости (мощность измеряется в Люменах).

Правила использования и организации освещения

Холодное и теплое освещение влияют не только на восприятие цветов, но и самочувствие человека. Ниже рассмотрим особенности воздействия :

  • теплые тона успокаивают в вечернее время, мягко пробуждают в утреннее: производят мягкий, не давящий эффект, создают уют;
  • нейтральный оттенок света имитирует дневной свет, способствует возбуждению ЦНС, мозговой активности;
  • лампочки синего спектра больше всего похожи на свечение луны, поэтому при неправильном использовании могут вызвать депрессию, апатию.

Исходя из влияния на настроение и окружающие предметы, делаем выводы по использованию световых приборов:

  1. Теплый свет в интерьере необходим для создания уютной атмосферы: подходит в качестве дополнительной подсветки для отдыха в гостиной, подвесов над обеденным столом, бра или торшера в уголке для чтения, подсветки спальни, детской комнаты по вечерам перед сном.
  2. Холодный свет в комнате бодрит исключительно в небольших количествах, поэтому настольной лампы на рабочем столе или подсветки в душевой по утрам бывает достаточно для концентрации. Использовать люминесцентные лампы с голубым подтоном в качестве основного сценария не рекомендуется ни в одной комнате.
  3. Нейтральные осветительные приборы неспроста называют естественными: они правильнее всего подражают привычному дневному свету, поэтому специалисты рекомендуют белые лампы большинству людей в качестве основных источников.

Последний нюанс выбора температуры — дизайнерский. Некоторые световые оттенки буквально ассоциируются с тем или иным стилем интерьера, поэтому заслуживают отдельного внимания.

  • Все винтажные, дворцовые, классические и ретро-стили тяготеют к температуре до 4500К (теплый свет). Основная причина — визуальное сходство с огнем свечи или керосинки, которые использовались при зарождении данных направлений.
  • Холодный свет уместен в интерьерах ультрасовременных: минимализм, хай-тек. В сочетании с глянцевыми поверхностями, обилием стекла и металла, светодиоды задают правильный настрой. Холодное голубоватое освещение в квартире создает немного больничную атмосферу, поэтому перебарщивать с ним не стоит.

Но уходить в крайности не всегда правильно . Учитывая особенности влияния каждого диапазона, лучше всего подобрать для каждого сценария во всех комнатах максимально подходящие лампочки, которые сделают отдых комфортнее, а работу — продуктивнее. Например, основной белый свет в гостиной может сменяться дополнительным теплым, предназначенным для уютных семейных посиделок.

Читайте также:
Заборы для дачи из сетки рабицы: фото красивых ограждений, секционные варианты

Рекомендации для разных комнат

Выбор освещения зависит в первую очередь от места. Рассмотрим какие параметры следует выбирать для каждого пространства.

Кухня

Стандартная кухонная подсветка включает 3 сценария : общее, рабочая зона, обеденная.

Обеденная зона представляет собой стол, барную стойку, остров, полуостров. Главная задача светильников здесь — создать приятную атмосферу для приема пищи. Лучше всего ей соответствует теплый спектр — 2500-4000К.

Для работы на кухне , будь то мытье посуды, нарезка продуктов или непосредственно приготовление на огне, требуется концентрация. Обострять восприятие лучше всего получается у оттенка ближе к холоду: 5500-6500К. Подсветить столешницу можно при помощи встроенных спотов, светильников на шине, бра, подвесов, светодиодной ленты под шкафами.

Последняя точка — центр . В маленьких кухнях может быть достаточно первых двух источников, но если часть комнаты остается темной, рекомендуется включать третий — центральный. Обычная люстра или несколько спотов с белыми лампами отлично справятся с задачей.

Ванная

Сценарии подсветки подскажут ваши привычки: прежде, чем начинать обустройство санузла. Подумайте для каких задач используется ванная комната?

Возможные варианты : бодрящий контрастный душ по утрам; расслабляющая ванна с солью перед сном; укладка, макияж, бритье возле зеркала.

Исходя из списка подбираем освещение :

  • Проснуться поможет белый с холодным подтоном — 5000-6500К.
  • Расслабиться, наоборот, максимально теплый — 2500-3000К.
  • Не искажает отражение в зеркале, помогает в нанесении макияжа — нейтральное свечение в районе 5000К (такой лентой обычно оборудуют зеркала с подсветкой).

Важно ! Ванная комната из-за отделки и сырости обычно кажется холоднее, чем есть на самом деле: поэтому в любом санузле лучше смотрится теплый свет.

Прихожая

Главное отличие коридора от других комнат — отсутствие естественного источника, то есть оконного проема. Именно поэтому лучшим вариантом для центрального освещения , а также дополнительных точек у зеркала, шкафа и т.д. будет имитация дневного света. Лампа — нейтральная, диапазон 4500-5500К.

Свет в коридоре должен быть равномерным (несколько маленьких ламп вместо одной большой) и рассеянным (лучше всего выбирать светильники с матовым стеклом).

Спальня

На выбор влияет количество зон в комнате отдыха. Если в пространстве находится только кровать и используется оно исключительно для ночного сна — теплый свет в спальне логичнее всего.

Когда спальня многофункциональна, например в ней расположен кабинет или макияжная зона, сценарии подсветки также нужно делить .

  • Основной потолочный свет: с желта, может быть ближе к белому (4000-5000К).
  • Прикроватные светильники : максимально теплый (2500-4500К).
  • Зеркало на туалетном столике: нейтральный (5000-5500К).
  • Рабочий стол : нейтральный с отливом в холодный (5500-6500К).

Гостиная

Зал обычно многофункционален, поэтому свет здесь выполняет не только основную функцию, но и зонирует пространство. Основные сценарии:

  1. Центр . Шикарная люстра задает тон окружающей обстановке, включается по особым случаям: например, во время приема гостей. Чтобы атмосфера была располагающей к общению, выбирайте теплый белый оттенок (3500-5000К).
  2. Зона отдыха . Может быть подсвечена потолочными спотами, шиной или напольными торшерами. Теплый диапазон 2500-4500К.
  3. Зона для чтения . Если книги — ваш способ расслабиться, выбирайте подсветку с минимальной температурой — 2500-4500К.
  4. Рабочий стол . Рекомендации те же, что в спальне: 5500-6500К. Свет может быть теплее, если проводите за работой много времени и холоднее, если работаете короткими промежутками.
  5. Декоративная подсветка . Включается например во время просмотра фильмов. Температура значения не имеет, важнее низкая мощность.

Детская комната

Помещение, способное поспорить с гостиной за первенство по количеству зон — комната ребенка. В ней обязательно должно быть:

  • центральный свет (обычно используют во время игр),
  • рабочий уголок,
  • зона для сна.

У малышей или детей, страдающих никтофобией (боязнью темноты), в комнате обязательно присутствует ночник.

Подбирая материалы в детскую обратите особое внимание на психологическое влияние: у детей и подростков психика менее устойчива, чем у взрослых, поэтому они воспринимают любой фактор гораздо острее.

В связи с этим, подсветка в комнате гиперактивного ребенка выбирается теплой — она успокаивает, расслабляет. Чрезмерно спокойным мальчикам или девочкам, которых нужно немного растормошить, вкрутите белые лампочки: они заряжают энергией.

Чересчур холодный диапазон не рекомендован как детям с СДВГ (могут перевозбудиться), так меланхоличным малышам (еще больше замкнутся в себе).

Кабинет

Отдельное помещение, в котором можно спокойно работать, есть далеко не у каждого. Но если вы в числе везунчиков — внимательно отнеситесь к настройке освещенности в нем.

Правила для рабочей зоны уже были обозначены в разделах «Спальня» и «Гостиная» : лучше всего на работоспособность и концентрацию влияет нейтральный белый (5000-5500К). При этом чем дольше вы находитесь в кабинете, тем ближе к 5000 должно быть значение на лампочке.

Важно ! В кабинете должно быть как минимум 2 световых источника: потолочный светильник + лампа непосредственно над столом.

Как в радуге нет плохого или хорошего оттенка, так и в световом спектре нет положительной или отрицательной температуры. Научитесь выбирать подсветку правильно и почувствуете, как изменяется восприятие и настроение, благодаря всего лишь щелчку клавиши выключателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: