Преимущества и недостатки складывающихся межкомнатных дверей

Преимущества и недостатки раздвижных дверей

Среди множества классификаций дверей: наружных, межкомнатных и коридорных; глухих и остекленных; стальных и деревянных; разграничительных и запорных; одно-, двух- и трехпольных выделяют конструкции, различающиеся по принципу открывания. Это – распашные и раздвижные. Первые – традиционные – состоят из качающихся вокруг вертикальной оси створок. Вторые – набирающие популярность – скользящие вдоль стенных перегородок. Обе конструкции имеют плюсы и минусы.

Проблемы с раздвижными дверями

Уникальные случаи использования раздвижного механизма

Рассматривая преимущества и недостатки раздвижных дверей, следует отметить, что в определенных условиях заменить перемещающиеся вдоль стены полотна попросту нечем. В первую очередь это утверждение касается области создания интерьеров и зонирования помещений. Без использования раздвижных перегородок этот способ благоустройства был бы малофункционален: разделить гостиную или студию с помощью только ширм, штор или мебели крайне сложно. Куда гармоничнее смотрятся двух-трехпольные перегородки или двери.

С помощью раздвижной конструкции удобно отделить: ванную комнату от туалета, офисный уголок от просторной приемной, детскую спальню от игровой – межкомнатная перегородка создает две функциональные зоны в помещении.

Создать помещение полукруглой или овальной конфигурации (на фото) – из застекленных перегородок или сплошных простенков возможно с лишь помощью откатных дверей: их полотна могут скользить вдоль стен по криволинейной траектории.

Еще один класс помещений, где редко обходятся без раздвижных дверей, это фойе и холлы. В современных офисах ВИП-класса стеклянные отъезжающие плоскости – привычный атрибут. Важной особенностью раздвижных дверей является их пригодность к автоматизации: совмещение механизма открывания с датчиком движения в распашных дверях может привести к повышенному травматизму.

Скользящие створки незаменимы в проходных помещениях. Две и более распашных конструкции, расположенные в кухне или холле, могут поглотить свободное пространство, необходимое для безопасного движения людей. Использование в подобной комнате раздвижных дверей обеспечивает защищенность. Особенно важно наличие свободного пространства в кухнях: создание минимальных препятствий для перемещения тяжелых и горячих емкостей предотвращает травматизм.

Преимущества раздвижной конструкции перед остальными типами

Достоинства раздвижных дверей – это устранение недостатков распашных. Использование раздвижных полотен дает возможность сберечь полезное пространство помещений. Кроме того скользящие двери не перекрывают проход и доступ к другим проемам.

Раздвижные конструкции не способны непроизвольно открываться. При этом роликовый механизм обеспечивает легкость перемещения створки по салазкам с минимальным усилием.

Дверное полотно при перемещении исключает любую вероятность травматизма: ею невозможно хлопнуть кого-либо по лбу

Откатные конструкции – те, которые перемещаются с помощью роликов по направляющему рельсу, долговечны. Срок их службы исчисляется десятилетиями.

В процессе эксплуатации такие конструкции не скрипят, не перекашиваются, не протирают круги на паркете.

Недостатки раздвижных дверей

Главным недостатком подобного запирающего устройства, по мнению психологов, является относительная новизна. Сотни лет главным атрибутом, который прилагается к стенам, является распашная дверь. Скрипучий механизм ее петель, регулировка которого требует больших трудозатрат по перевешиванию полотна, прост и понятен. Система колес, ограничителей, противовесов, направляющих реек соответствует уровню века, но требует изучения.

Возможно, вследствие первого фактора, возникло и бытует представление:

  • о сложности механизма перемещения конструкции,
  • о необходимости высоких квалификационных требований к его установке и ослуживанию,
  • о дороговизне прибора, обеспечивающего скольжение конструкции по салазкам.

Бытует мнение о низких звукозащитных качествах раздвижных дверей, о невозможности добиться плотного закрывания. Однако всем знакомые конструкции в лифтах, метрополитене, поездных купе подобными недостатками не обладают.

Сравнивая плюсы и минусы, Можно согласиться с тем, применение раздвижных створок в межкомнатных механизмах более удобно, чем в качестве наружных дверей. Однако практика использования откатных полотен в качестве ворот – в пакгаузах и крытых вагонах также достаточно широка.

Виды раздвижных дверей

Многие специалисты, говоря о раздвижных дверях, подразумевают все множество механизмов сдвигающихся к краю дверного проема или вдоль стены. Из множества раздвижных дверей выделяют:

  • откатные конструкции,
  • двери-книжки,
  • двери-гармошки,
  • многопольные конструкции, полотна которых сдвигаются на манер телескопического механизма.

В конструкции всех устройств используются ролики: иногда в комбинации с петлями, иногда самостоятельно.

Перемещаются полотна по опорным пластинам, которые могут располагаться выше или ниже дверной створки. Конструкции со складывающимися полотнами, ролики которых движутся в разных плоскостях, менее надежны в эксплуатации, чем откаттные конструкции.

Двери-книжки и двери-ширмы обладают преимуществом – высокими декоративно-эстетическими качествами. Их используют в тех помещениях, где отсутствует интенсивный людской поток, но необходимо присутствие уюта, стиля и устроенности. В большинстве случаев раздвижные конструкции этого типа бывают двусторонними. Им в большей степени присущи недостатки, описанные выше: свето- звуко- теплопроницаемость.

Откатные двери

Откатные конструкции могут состоять как из одного полотна, так и из многих. Направляющие профили располагают на полу или в боковой стене. Наиболее предпочтительным считается верхнее крепление салазок: их желоб не деформируется, не забивается посторонними предметами.

Дверное полотно может вдвигаться в пенал, размещенный внутри стены, может скользить по ее наружной поверхности. В первом случае закрывающий механизм нужно монтировать при капитальном ремонте стен, во втором – дверь можно навесить в любое время. При этом транспортировочное устройство закрывается декоративной панелью.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что недостатком раздвижной конструкции является ее преимущество – высокая технологичность.

Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности

Архитектурное освещение представляет собой подсветку фасадов зданий, обеспечивающую художественную игру света, для реализации задумки дизайнера. Такой тип наружного освещения используют не только для домов, но и для памятников, рекламных щитов, ведь его цель – подчеркнуть красоту предметов в ночное время суток, выделить их.

Читайте также:
Объемные картины своими руками: ткани, бумага, крупы, природные материалы

Общие задачи фасадного освещения

Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.

Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.

Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:

  • улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
  • повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.

Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.

Требования к освещению

Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.

Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:

  • мощность;
  • тип;
  • цветовая температура;
  • оттенок.

Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.

Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.

Нормы и правила подсветки зданий

Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.

Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.

Вот основные правила, которые соблюдают при планировании архитектурного освещения:

  • колонны освещают прожекторами с узкими лучами рассеивания;
  • карнизы подсвечивают особыми линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
  • межоконные простенки первого этажа освещают торшерами или иными отдельно стоящими светильниками;
  • скульптуры выделяют при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80;
  • средняя яркость фасадов в зависимости от значимости сооружения составляет 3-10 кд/кв. м.

Для выполнения проекта используют специальные компьютерные программы, значительно облегчающие работу архитектора. После готовности всех документов начинается их согласование с контролирующими органами, и только затем можно приступать к монтажу.

Типы архитектурного освещения

Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры. Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг.

Локальное освещение

Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный. Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.

Заливающее освещение

Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.

Контурное освещение

Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.

Читайте также:
Самая подробная инструкция: как сделать и оформить стены в стиле лофт своими руками?

Фоновая заливка

Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.

Световые фасады

Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.

Динамическое освещение

Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.

Виды используемых светильников

В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:

  • возможность работать при любых климатических условиях;
  • герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
  • 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
  • стойкость к механическому воздействию;
  • высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
  • удобство в обслуживании;
  • корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

К внешнему виду светильников требования тоже есть. Главное, чтобы они были незаметны для глаз, без лишних деталей, цвет — в тон фасада или нейтральный. Днем приборы освещения не должны портить внешний облик сооружения. Поскольку устройства работают продолжительное время, желательно устанавливать те, что потребляют минимум электроэнергии.

Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:

  • грунтовые;
  • линейные;
  • точечные;
  • акцентные.

Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.

Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.

Архитектурное освещение фасадов зданий и частного дома. Нормы, виды и правила.

Освещение фасадов зданий позволяет создать неповторимую картину не только вечернего города, но и вашего отдельного жилища, если речь идет о частном доме.

Сегодня уже недостаточно применить изысканные архитектурные решения в строительстве того или иного здания, еще необходимо их изящно выделить и подчеркнуть в ночное время.

В особенности, если это коммерческое или увеселительное заведение, которое будет активно привлекать любителей ночной жизни своим внешним видом. В этом случае, затраты вложенные в грамотное освещение, помогут выиграть в борьбе с конкурентами.

По назначению архитектурное освещение подразделяется на два типа:

    декоративное
    функциональное

По каждому из них имеются конкретные рекомендации изложенные в стандарте ПНСТ 28-2015 “Освещение архитектурное и функционально-декоративное” – смотреть.

Функциональное освещение делает здание безопаснее и удобнее в использовании в темное время суток. Здесь перед светильниками стоит главная задача – осветить как можно больше пространства и не причинить дискомфорт зрению.

Красота немного отходит на второй план.

Яркость светильников, площадь освещения и другие технические параметры устанавливаются санитарными нормами и градостроительными правилами.

Нормы средней яркости зависят от категории автомобильных дорог и типа освещения. Для фасадов и монументов они представлены в следующей таблице:

При этом рекомендуемые источники света в зависимости от объекта освещения, могут существенно отличаться.

Декоративное освещение делает здания и улицы ярче, красивее и эстетичнее.

Наиболее распространены четыре вида освещения фасада:

    заливающее
    динамическое

Давайте рассмотрим каждое из них по отдельности. Найдем отличия и определим, какими источниками света следует воспользоваться в том или ином случае.

Заливающее освещение – это когда здание равномерно освещается по всей своей площади снизу доверху.

Такой вид актуален для красивых, оригинальных зданий, центральных построек и памятников архитектуры.

Эта подсветка добавляет солидности и величественности.

Если вы хотите, чтобы ночью здание выглядело также как и днем, не теряя своей привлекательности, то это лучшее решение. При этом для деловых объектов (банки, госучреждения), стены лучше залить одним светом, а вход совершенно другим.

У крупных торговых центров нередко на входе выставляют прожекторы, которые своими лучами формируют вертикальные столбы света, зазывая посетителей пройти сквозь данные световые ворота во внутрь здания.

Заливающую подсветку не стоит использовать, если здание ничем не примечательно само по себе.

Или тем более обладает какими-то явными дефектами.

Для заливающего освещения применяют крупногабаритные прожекторы, которые ставят по периметру дома.

Чтобы такая подсветка не ослепляла людей, выбирают светильники с плафонами и рефлекторами.

Данная подсветка обрисовывает только контур здания, подчеркивая его основные архитектурные элементы:

    линию крыши
    эркеры и балконы
Читайте также:
Будка для собаки: из каких материалов строить и обзор самых простых и красивых конструкций (145 фото)

В этом случае само здание будет выглядеть темным и его детали скроются в полумраке. Фактически, здание ночью приобретает совершенно иной вид, и он может быть даже привлекательнее, чем днем.

Для этого освещения часто используют светодиодные ленты и гирлянды.

Ни один Новый год не обходится без контурного освещения. В ход идет:

    неоновая подсветка

    цветные светодиодные гирлянды

Этот вид освещения немного напоминает контурное, ведь оно тоже подсвечивает отдельные детали здания:

    ажурные решетки
    декоративные элементы на стенах

Только в этом случае используется более мягкий и рассеянный свет.

Для этого очень хорошо подходят светодиодные прожекторы с узким лучом света. Именно ими освещают колонны.

А вот чтобы осветить карнизы, выбирайте специальные линейные светильники. Они создают длинную светящуюся линию.

Чаще всего акцентные светильники монтируются прямо на фасаде здания. Здесь важно соблюсти условие, чтобы они не были слишком крупными, дабы не бросались в глаза днем и не портили изначальный вид фасада.

Поэтому никаких источников света на длинных ножках или габаритных прожекторов. Лучше всего подбирать модели в цвет со стеной.

Если у вас есть необходимость и возможность создать яркий и необычный проект освещения, используйте динамическую подсветку.

Она предполагает взаимодействие самых разных программируемых RGB светильников и источников света, которые включаются и выключаются в определенной последовательности.

Надо признать, что это довольно сложный и затратный метод. Однако он позволяет менять образ здания:

    в зависимости от времени суток или сезона
    присутствия или отсутствия человека в доме
    в такт музыке
    погодных условий
    или конкретного события

Есть ли какие-либо конкретные советы по выбору светильников для фасадного освещения, помимо теоретических рассуждений про их преимущества и недостатки? Да, конечно.

Вы должны понимать, что не всякие современные светодиодные модели здесь подойдут. Источники света для освещения фасадов должны обладать рядом характеристик и параметров.

Вот главные из них:

    влагозащищенность уровня IP65 и устойчивость к атмосферным воздействиям
    ударопрочный корпус
    защищенность в отношении коррозии

Светильники в алюминиевом корпусе или из акриловых компонентов считаются наиболее надежными.

    стойкость к перепадам температур

Если цвет здания имеет холодно-белые оттенки, то и источники света должны быть с цветовой температурой от 4000К до 6000К.

Если поверхность стен теплая, тогда применяйте светильники с температурой от 2200К до 3500К. Перепутаете температуру и тем самым только ухудшите визуальное восприятие всего ансамбля подсветки.

При детальной засветке каких-то орнаментов и барельефов, источник белого света должен обладать индексом цветопередачи Ra>80.

Особо обращайте внимание на направление луча прожекторов мощностью более 150Вт.

Иначе при первой жалобе вас могут обязать демонтировать всю эту красоту.

Если же подобного не удается избежать, придется ставить светоэкранирующие устройства.

Кроме того, светильники и прожекторы мощностью более 150Вт, очень сильно нагреваются. При условии их размещения на земле, они должны быть оборудованы декоративными защитными кожухами.

При относительно не высоком здании, зачастую применяют специальные двухсторонние светильники.

Их монтируют посередине стены и тем самым добиваются равномерно освещения как верхней половины, так и нижней части фасада.

Проектируя подсветку конкретного здания, очень важно учитывать освещение соседних построек, а также ландшафтное освещение окружающей территории.

Подсветка фасада дома не может быть отделена от:

    освещения дорожек и клумб

    подсветки бассейнов

Так например, свет струящийся из воды в ночное время, на фоне акцентно подсвеченного дома, будет производить шикарный эффект.

Поэтому заранее стоит продумать и создать одну общую концепцию.

Материалы из которых построены стены дома, напрямую влияют на выбор светильников. К примеру, металлические элементы хорошо отражают свет.

Поэтому яркие прожекторы направленные на стену, здесь не подойдут. Они будут создавать для вас и прохожих слепящие пятна и только отпугивать от строения.

Шероховатые и темные детали стен наоборот, его активно поглощают. Здесь уже маленькие светильнички будут не самым лучшим вариантом.

Если вы собираетесь освещать свой частный дом, а не какое-то архитектурное сооружение, то ваш выбор должен остановиться на локальной или контурной подсветке. От заливающего лучше отказаться.

Потому что, во-первых, он предназначен для высоких строений. Во-вторых, свет от прожекторов будет бить вам в окна.

Так что постоянно закрытые жалюзи и рольставни в ночное время, станут вашим постоянным условием комфортного проживания.

Грамотно комбинируя все типы подсветки и проявив творческий подход, профессионалы способны создавать из казалось бы невзрачных зданий, настоящее художественное произведение.

Посмотрите на некоторые из них.

Архитектурное освещение

То, что городские здания и территория рядом с ними красиво освещены в тёмное время суток, стало уже привычным для жителей крупных городов. Это декоративно-художественный аспект ночного города. И всё больше сооружений (государственные учреждения, торговые центры, исторические здания) оснащаются не просто подсветкой, а получают неповторимый световой облик.

Задачи архитектурного освещения фасадов

  • эстетическое воздействие на человека;
  • узнаваемость здания (города);
  • подчеркнуть назначение здания;
  • повышение привлекательности для туристов;
  • подчеркнуть красоту здания;
  • скрыть возможные его недостатки;
  • обеспечить безопасность людей, их комфорт.

Какое бывает архитектурное освещение зданий

Фасадное освещение устанавливается для того, чтобы:

  1. Подсвеченный объект выглядел так же, как в светлое время суток (такой подход используется в основном для исторических зданий).
  2. Создать ночной образ здания, который может не иметь ничего общего с дневным (чаще применяется для зданий в стиле модерн или хай-тек).
Читайте также:
Какие межкомнатные двери бывают: их виды по способу открывания

Рис. 1. Фасадное освещение исторического здания выполнено так, чтобы сохранить его дневной облик

По своему типу архитектурная подсветка бывает:

  • Заливающая (общая). Цель – полностью осветить фасад дома. Применяются мощные прожекторы, установленные на земле (грунтовые), на стойках, близкорасположенных домах. Подходит для больших объектов, исторических зданий, храмов. Такой свет не нарушает целостности восприятия.
  • Локальная (акцентная). Источники направленного света монтируются на фасад и выделяют конкретные его элементы.
  • Контурная. Светом выделяются внешние контуры здания, крупные элементы архитектуры. Выполняется обычно светодиодной лентой, линейными светильниками и прожекторами. Выделенные элементы как бы парят в воздухе, отрываясь от основания. Здание получает футуристический вид.
  • Фоновая. Когда формы здания проявляются за счет освещения фона. Передний план выделяется за счёт его меньшей освещенности. Смотрится на зданиях с колоннами, оно выглядит величаво, строго – но при этом невесомо. Работают светильники рассеянного света. Может служить основой, на которую будет нанесена боле яркая подсветка.

По способу установки можно отдельно выделить обычное и скрытое архитектурное освещение фасадов зданий. Светильники при скрытом типе расставляются так, что не видны со стороны, виден только свет.

Подсветка может быть статична, или её элементы могут с разной скоростью меняться – это динамическая подсветка.

На архитектурном объекте, как на трёхмерном экране, может быть применена потрясающая по силе визуального воздействия на человека технология 3D-мэппинга (3D-mapping), что даёт возможность в этом случае отнести его к архитектурной подсветке.

Подсветка стеклянных фасадов

Из-за того, что стекло обладает малым коэффициентом обратного рассеивания и большим коэффициентом отражения, особенно при малых углах падения света, традиционные способы подсветки на таких фасадах практически не работают.

Один из способов – подсветка интерьера, которая будет видна снаружи как светящееся здание. Проблема – такая подсветка не должна создавать проблем тем, кто находится внутри, особенно если это динамический свет. По этой причине такой способ невозможно применить в отелях, жилых строениях, проблематично в офисных зданиях.

Другой работающий способ – подсвечивание элементов внутреннего слоя двойного остекления или наружное контурное подсветка здания.

Самая лучшая подсветка стеклянного фасада:

  • освещает всю площадь фасада;
  • меняет силу света по вертикали;
  • выделяет стилобатные части здания и формы, завершающие верх (шпили);
  • подчеркивает светом вертикальные конструктивные части;
  • придаёт конструкции лёгкость;
  • может выделять объекты цветом (менять цветовую схему).

Требования к архитектурному освещению

Подсветка здания не существует независимо, её проектируют вместе с подсветкой окружающего пространства и близлежащих дорог общего пользования, в комплексе. При разработке учитываются требования нормативных документов (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398).

Вот некоторые из этих требований:

  • заливающая подсветка фасада должна создавать высокую равномерность яркости – уровень отклонений не выше 0.3 для гладких одноцветных поверхностей; не выше 0.2 для рельефных и многоцветных;
  • цветовая температура светильников тоже должна подходить к поверхности: 4000-6000 К для «холодных» белых мест, 2200-3500 К для «тёплых»;
  • качество света – для разноцветных объектов индекс цветопередачи не ниже 80;
  • мощные (больше 150 Вт) светильники должны быть установлены так, чтобы не ослеплять водителей транспорта, или иметь экраны, защитные кожухи.

Светильники для архитектурного освещения

Чтобы источники света для архитектурной подсветки были безопасны и работали долго, у них должна быть подходящая степень защиты IP – не менее 65. Такие источники света защищены от воды, пыли, могут применяться в любых условиях.

Рис. 2. Светильники для архитектурного освещения

Доступ к светильникам, установленным на объекте, для ремонта/замены обычно затруднён, нужна спецтехника или промышленный альпинизм, поэтому выдвигаются высокие требования к прочности. Хотя сейчас качество конструкционных пластмасс может быть достаточно высоким, для архитектурного освещения стоит выбирать модели с металлическими корпусами, лучше из нержавеющей стали, алюминия или стали с гальваническим антикоррозионным покрытием.

Еще одно требование – в светильниках должны стоять светодиоды высокого качества с большим сроком службы проверенных производителей. Такие диоды будут светить, не снижая яркости, весь свой срок эксплуатации.

В наших условиях напряжение в электросетях может сильно отличаться от номинальных 230 В, обычно в меньшую сторону. Поэтому устанавливаемые в светильники для архитектурного освещения драйвера должны иметь расширенный диапазон рабочего напряжения и быть собранными из надёжных радиодеталей.

Типы светильников

Для архитектурной подсветки применяются светильники нескольких типов. Это могут быть прожекторы – светильники сильного направленного света. Они – главный, самый применяемый в архитектурном освещении источник света. Обычно это специально предназначенные модели. Прочная металлическая конструкция, где можно выбирать направление в двух плоскостях и надёжно фиксировать его. На рынке есть множество разных моделей.

Прожекторы с малым углом раскрытия луча устанавливают для локального освещения и зонирования, с большим – для заливающего света. Есть прожекторы белого света разной световой температуры, управляемые прожекторы RGB (CMY) для цветной динамической подсветки. Линейные светодиодные прожекторы с углом раскрытия от 15° до 30° ставят для подсветки снизу, «заливающие» прожектора – для подсветки верхней части зданий. Вертикально направленный свет (двунаправленные прожекторы) для колонн, портиков, барельефов;

Линейные светильники для архитектурной подсветки выпускаются с разной длиной, мощностью, углом раскрытия луча. Могут собираться в длинную светящуюся линию для подсвечивания карнизов. Подходят для подчеркивания деталей фасада – фризов, проёмов, балконов, а также для зонального освещения.

Точечные светильники имеют меньшую мощность (до 25 Вт), чем прожекторы. Подходят для локальной подсветки, выделения отдельных элементов фасада – колонн, балюстрад, рустов, цоколя.

Читайте также:
Перламутровые обои — 3 нюанса, которые нужно учесть

Встраиваемые светильники устанавливаются для подсветки лестниц, фасадов, могут работать как UpLight или Downlight. Они небольшой мощности, с различным углом раскрытия. Трубчатые светодиодные светильники ставят для контурного освещения. Светят во все стороны, угол раскрытия 360°.

Рис. 3. Контурная светодиодная архитектурная подсветка, выполненная прожекторами и накладными светильниками

Можно еще использовать для работы над архитектурно-художественном освещением встраиваемые в грунт светильники, маркерные, кластерные, специальные.

Архитектурное светодиодное освещение

Если проследить эволюцию архитектурной подсветки, можно заметить, что она определялась развитием светотехники и появлением новых источников света с новыми качествами. Простые лампы накаливания сменялись галогеновыми, потом вперёд вышли ртутные, металлогалогеновые, добавив к заливке зональное освещение, и т.д.

Однако сейчас практически весь инструментарий архитектурной подсветки опирается на светодиодные источники света, из-за их исключительных характеристик. Подавляющее большинство клиентов нашей компании, Интера Лайтинг, уже полностью перешли на светодиоды.

Преимущества светодиодного освещения:

  • энергоэффективность – светоотдача достигает 150 лм/Вт, в полтора раза больше, чем у металлогалогеновых ламп (МГЛ);
  • эффект от светодиодных источников повышает их особое свойство – свет светодиодов направленный, сам идёт в нужную сторону;
  • срок службы в несколько раз больше, чем у МГЛ;
  • разнообразие фиксированных цветов;
  • большой диапазон цветовой температуры белого света (2700-6500 К);
  • изменяемые цвет подсветки (RGB технология) и цветовая температура света;
  • высокое качество света – большой индекс цветопередачи у фирменных диодов, отсутствие мигания;
  • эффективное управление светом – мгновенное включение (в отличие от металлогалогеновых), изменение светового потока источника (диммирование) и его цвета делают возможной динамическую подсветку;
  • особенности конструкции светодиодов позволили разработать новые формы светильников – линейки и гибкие световые шнуры.

Система управления в архитектурной подсветке

Переход на светодиоды ознаменовал также рывок в развитии компьютерных систем управления освещением (применение протоколов управления светильниками, возросшие возможности программирования).

Система управления – важная часть системы освещения, определяющая её уровень. Нажимая на кнопки, оператор получает полный контроль над всем освещением – включение-выключение, подсветка по зонам, изменение цветовой температуры, цвета, силы света, запускает динамическую подсветку.

Сценарии работы

В программе управления разрабатываются несколько сценариев работы освещения:

  • Вечерний сценарий – для вечера каждого дня, включается с наступлением темноты. Здание предстаёт во всей своей красоте до назначенного времени.
  • Дежурный сценарий – включающийся после вечернего, сохраняющий основные черты подсветки, но экономящий энергию за счет отключения части освещения. С рассветом наружный свет выключается.
  • Праздничный сценарий – включается подсветка, отдельно разработанная для праздничных дней (важных случаев), которая не входит в обычный вечерний сценарий (например, динамический свет). Для нее может специально привозиться и устанавливаться дополнительная аппаратура, например, для 3D-мэппинга.

Можно создать дополнительные сценарии с промежуточными параметрами, или чтобы здание каждый день недели выглядело по-разному – широкий простор для творчества светодизайнера.

Рис. 4. Три световых сценария для подсветки башни

Система управления также «воспроизводит» специально написанные сценарии динамического освещения, зависящие от объекта, установленного оборудования и задачи. Если к такому сценарию добавить ещё музыку, то эффект от праздника с концертом динамической светоживописи будет незабываемым.

Энергосбережение и снижение расходов в системах архитектурного освещения

Основные расходы на системы архитектурной подсветки – расходы на электроэнергию и на обслуживание (замена/ремонт переставших работать светильников). Энергосбережение нужно продумывать ещё во время проектирования. Снизит энергозатраты установка источников с высокой светоотдачей – светодиодов. Кроме того, светодиоды по своей конструкции дают направленный свет, делая выше эффективность светильника.

Другой способ – эффективное управление светом (расходом энергии) с помощью датчиков, а также применение сценариев. Датчик движения, так хорошо работающий на сокращение расхода энергии в обычных системах производственного и ландшафтного освещения, здесь не работает. Чтобы включить подсветку «минута в минуту», как только дневной свет угаснет, и выключить её с рассветом, не раньше и не позже, не тратя энергию сверх необходимого, устанавливают датчик освещенности.

Добиться значительного снижения расходов на электроэнергию можно правильной работой сценариев в управлении светом. Чтобы снизить расходы на обслуживание системы освещения, нужно еще на этапе проекта выбрать светотехнику с большим сроком службы, которая будет редко ломаться – надёжную, с высоким качеством.

Это не обязательно будет дорогая техника раскрученных иностранных брендов. Мы предлагаем качественную альтернативу по доступным ценам. Нам это удаётся из-за прямых закупок германских и японских комплектующих, без посредников, без переплат.

Проект архитектурного освещения

Архитектурное освещение начинается с проекта. Работу такой сложности с учётом функциональной и художественной составляющей подсветки может выполнить только организация с опытом таких разработок. На счету нашей компании Интера Лайтинг десятки выполненных проектов архитектурного освещения домов, офисов, торговых центров, госучреждений. Накоплен большой опыт, есть специалисты, программное обеспечение.

Этапы работы над проектом

  1. Интервью с заказчиком. Он высказывает свои пожелания, обсуждаются характеристики планируемой системы архитектурного освещения, передаёт чертежи здания, а также план прилегающей территории, которые будут использованы в работе над проектом. Если чертежей нет или они не дают всей информации, потребуется фасадная съемка здания.
  2. Создаётся трёхмерная модель фасада (фасадов). Проводится расчет результирующей освещенности, применяется для этого профильное программное обеспечение. Учитываются нормативы, назначение объекта, его размеры, стиль и геометрия, расположение соседних зданий.
  3. Проектировщики подбирают тип, мощность и расположение светильников. Для предварительного расположения (исходя из опыта специалистов, геометрии здания и поставленных задач) проводится модельный расчёт, по его результатам в расположение и мощность источников вносятся корректировки, всё пересчитывается – до достижения нужного результата. Вычисляется нужное сечение проводки, прорабатывается схема прокладки кабелей системы освещения по нормам ПУЭ, ГОСТ 50571.8-94, НПБ 249-97. Здесь особенно важна квалификация исполнителей проекта. Грамотный проект может сохранить немалые средства на этапе монтажа и затем при эксплуатации.
  4. 3D визуализация архитектурного освещения – выполняется по просьбе заказчика. Большую часть информации человек получает зрительно, поэтому визуализация лучше всего доносит до заказчика идею о том, как будет выглядеть объект после окончания работ. Это облегчает согласование проекта.
  5. Заказчик получает готовый проект архитектурного освещения с монтажными схемами, спецификациями, сметами, расчетом энергопотребления.
Читайте также:
Современная фурнитура для кухонных шкафов — новейшие тенденции

Рис. 5. Опираясь на модель архитектурного освещения в специальной программе, проще соблюсти заданные нормы освещения, его мощность и тип, выбрать расположение каждого источника света

Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию

Монтаж архитектурного освещения можно доверить только бригаде с опытом таких работ, со знанием тонкостей – например, того, что при монтаже нужно оставлять свободный доступ к проводам и источникам питания. У работников должны быть разрешения на работу на высоте и высотное оборудование.

Желательно, чтобы монтаж такой сложности проходил под контролем организации-проектировщика. Хороший для заказчика вариант, когда проектировщик и исполнитель – одна организация, которая будет полностью отвечать за результаты работы. Интера Лайтинг – одна из немногих компаний на российском рынке, которые выполняют весь цикл – проект, монтаж, пусконаладочные работы, сдачу в эксплуатацию.

Частые ошибки в системах архитектурного освещения

Самая страшная ошибка – концептуальная, точнее, отсутствие этой концепции, единого связного художественного образа. Важные элементы не выделены, незначительные – наоборот, выделены и так далее. Всё оборудование есть, но не работает «совместно», на один образ.

Остальные ошибки – технические. Основные причины их появления – недофинансирование проекта или низкая квалификация исполнителей, которые не уделили необходимого внимания незначительным, на их взгляд, деталям.

Самые частые из таких ошибок:

  • неравномерная яркость по фасаду, свет от одной группы светильников заметно ярче света от других;
  • неодинаковая цветовая температура светильников, заметные «пятна»;
  • нет эффекта от правильно выстроенного освещения, здание выглядит тускло – не хватает мощности установленных светильников;
  • не был скорректирован уличный свет, в результате низ здания подсвечен уличными фонарями, а не штатной подсветкой;
  • монотонная заливка фасада без подчеркивания или выделения элементов архитектуры, безликое здание – возможно, проект не был доведён до конца, не установлены локальные подсветки;
  • слишком яркий, кричащий свет, резко выделяющийся на фоне соседей – не были учтены существующие нормы. Ночное освещение зданий и прилегающих территорий – объект регулирования городского правительства. В Москве есть постановление о «Концепции единой светоцветовой среды» (от 11/11/2008 г. №1037-ПП), где сформулированы все требования к подсветке улиц и зданий.

Ошибок, связанных с недостаточной квалификацией исполнителей, можно было бы избежать, выбрав подрядчика, отвечающего за свою работу. Наша компания, Интера Лайтинг, очень серьёзно относится к своей репутации. Мы следим за качеством оборудования, соблюдает нормативно-правовые нормы и даём гарантию на нашу работу.

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО – еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».

Фасадное освещение зданий

Освещение фасадов зданий, сооружений, подсветка памятников уже давно, кроме чисто функционального назначения, играет доминирующую роль в создании художественного облика вечернего города. Архитектурное освещение зданий дает возможность выделить фасады или отдельные элементы из общей массы застройки, подчеркнуть акценты пространственного решения, привлечь внимание к декору или к отдельным оригинальным элементам отделки.

Световое оформление фасадов зданий с точки зрения внешнего восприятия экстерьера в темное время суток играет не меньшую роль, чем архитектурные решения по наружной отделке.

Виды фасадного освещения

При проектировании фасадного освещения необходимо учитывать градостроительные нормы, регламентирующие яркость и степень освещенности для городской застройки. Основные положения и рекомендации изложены в федеральном стандарте ПНСТ 2 8-2015 «Освещение архитектурное и функционально-декоративное». Согласно этому нормативному документу фасадное освещение зданий можно разделить на две большие группы, представленные несколькими направлениями.

Функционально-декоративное освещение

  • Общее утилитарное освещение фасадов домов. Направлено на обеспечение безопасного передвижения людей и транспорта в ночное время. Осуществляется отдельно стоящими стационарными фонарями или светильниками с постоянно направленным потоком света, с креплением на фасадах на специальных кронштейнах. Иногда может быть совмещено с декоративной функцией, путем использования светильников в дизайнерских корпусах. Подсветка фасада дома, яркость свечения, площадь освещенности нормируются градостроительными и санитарными нормами.
  • Декоративное освещение. Выделение светом архитектурных, дизайнерских и природных объектов, визуально формирующих окружающую среду.
  • Световая технологическая разметка высотных габаритных размеров зданий или сооружений для обеспечения безопасности полетов согласно Приказу Федеральной аэронавигационной службы от 28.11.2007 года N 119. Выполняется прожекторами красного цвета, в случае нарушения единого архитектурного образа допускается общая заливка верхней части светом в темное время суток. Касается всех зданий высотой более 45 м, расположенных внутри застроенных микрорайонов или отдельностоящих.

Архитектурное или дизайнерское освещение

  • Общая заливка фасада светом. Чаще всего используется для зданий высокой культурной или исторической ценности, памятников архитектуры, церквей, скульптурных памятников или фасадов небольшой площади. Осуществляется при помощи мощных прожекторов направленного света с применением цвета или без, с широким углом излучения, установленными на отдалении.
  • Локальное освещение. Прием, применяемый с целью подчеркивания декоративно-пластических характеристик зданий при помощи осветительных приборов, закрепленных непосредственно на фасадах зданий и сооружений или участках территорий.
  • Скрытая подсветка. Разновидность локального освещения, осуществляется накладными настенными светильниками, часто замаскированными элементами наружной отделки, с рассеянным световым потоком. Такая подсветка полностью преображает экстерьер в темное время суток.
  • Акцентирующее освещение. Применяется для концентрации внимания на ключевых элементах отделки, уникальных, характерных именно для этого здания деталях. Часто так подсвечиваются порталы, оконные проемы, ниши с барельефами, скульптурные группы, расположенные по фасаду. Выполняется с помощью прожекторов средней мощности и различных светильников направленного света с небольшим углом рассеивания.
  • Светящийся фасад. Световой поток, направленный изнутри на светопрозрачные части фасада. Такое освещение фасада дома характерно для плоских фасадов с большим количеством остекления.
  • Световая графика. Светотехнический прием, создающий на фасаде здания контрастные светографические рисунки (линии, зигзаги, точки) с помощью лазера, линейных и точечных осветительных приборов, с неэкранированными источниками света. Благодаря узконаправленному концентрированному лучу позволяет создать феерические картины звездного неба, летящих снежинок на любых плоскостях, что особенно ценно для праздничного или новогоднего украшения фасадов домов. Одна установка способна захватить большую, до 150 квадратных метров, плоскость.
  • Светодиодное освещение фасадов — невероятно эффектная и зрелищная разновидность световой графики, позволяющая создать самостоятельные объемы ярких цветных светящихся плоскостей с помощью светодиодных прожекторов или же интенсивного точечного свечения. С точки зрения энергозатратности — наиболее удачный метод.
  • Контурное освещение фасадов. Является вариантом световой графики, используется для подчеркивания геометрических форм сооружения или для создания динамических иллюминаций, например, на праздники. Непрерывная нить свечения достигается светодиодными лентами или трубками. Объемный эффект созданный светящимся контуром способен полностью изменить или улучшить пропорции фасада.
  • Световая живопись. Динамические или статические многоцветные световые образы и картины, осуществляемые с помощью лазерного или проекционного оборудования.
  • Иллюминационное освещение. Автономная временная архитектурная подсветка фасадов зданий, выполненная гирляндами, светодиодными шнурами, сетками, с множеством цветных источников света малой мощности.
  • Комбинированная подсветка зданий объединяет обычное фасадное освещение с элементами декоративной подсветки различных видов для создания световых плоскостей и акцентов, преображающих экстерьер.
Читайте также:
Как сделать лампу из бутылки своими руками, 27 фото

Создание выразительного архитектурно-светового образа — творческая задача, решить которую можно заказав проект или воспользовавшись стандартными схемами установки светотехнического оборудования, рекомендуемого поставщиками.

Принципы организации архитектурного освещения фасадов

Подсветка фасадов зданий, как самостоятельное направление светового дизайна с использованием различных визуальных эффектов, способна полностью изменить экстерьер и пропорции здания. Оригинальное световое решение, кроме чисто функционального назначения и обеспечения эффектного экстерьера в темное время суток, имеет и маркетинговое значение. Архитектурное освещение фасадов — обязательная информационно-имиджевая составляющая объектов коммерческой недвижимости, многочисленных развлекательных центров, ресторанов и баров, чья деятельность приходится в основном на вечерние и ночные часы.

Для проектирования подсветки существуют специальные приемы в зависимости от типа и расположения строения. Для дома, вписанного в единый ансамбль уличной застройки, используются совершенно другие приемы, чем для загородной виллы.

Подсветка фасада коттеджа может быть решена в едином ключе с комплексным освещением участка и акцентированием наиболее эффектных частей ландшафтного дизайна.

Например, внешний вид небольшого загородного дома с простым пространственным архитектурным решением может быть серьезно улучшен локальной подсветкой входа или светодиодной лентой, размещенной по карнизу. Для более объемных зданий используются как светодиодные прожекторы, так и светодиодные линейки и ленты. Эластичность и гибкость такого способа подсветки позволяет создать объемные картины с различными визуальными эффектами.

LED освещение — лучший выбор для эффектной и экономичной подсветки

Если судить по богатству технических возможностей, вполне обосновано считается, что будущее светового дизайна — за светодиодной подсветкой за счет впечатляющих световых эффектов, удобного монтажа и очень экономного, по сравнению с другими осветительными приборами, использования электроэнергии. Пиксельный принцип организации светодиодов позволяет экспериментировать с анимационными образами, создавать зрелищные объемные картины. Кроме этого, светодиодные светильники для фасада:

  • имеют продолжительный (100 тысяч часов) эксплуатационный ресурс;
  • обладают ровным стабильным светом без миганий или изменения яркости в отличие от ламп накаливания;
  • имеют широкий температурный режим эксплуатации от -60° до +40°С;
  • обладают высокой степенью защиты от поражения электрическим током.

LED-освещение фасада пожаробезопасно, светодиодные приборы свободно переносят негативное атмосферное воздействие, сильный ветер, дождь, надежно защищены от проникновения уличной пыли.

Особенно празднично выглядят полноцветные светодиодные ленты, со встроенными светильниками, создающие атмосферу незабываемого праздника, что незаменимо, например, в новогоднем убранстве дома.

Праздничная подсветка фасадов

Новогоднее праздничное освещение фасадов пока еще чаще всего встречается в оформлении городских общественных зданий или развлекательных заведений, но становится все более популярным в новогоднем украшении частных коттеджей. Подсветка фасада загородного дома или виллы светодиодными осветительными приборами поможет создать атмосферу сказки, порадовав всех членов семьи и приглашенных на праздник гостей. Тематическая праздничная подсветка также может быть выполнена на Пасху, Рождество, другие религиозные и государственные праздники.

Заключение

Архитектурное освещение является основным фактором, формирующим выразительность облика ночного города за счет различной мощности и ширины светового потока, цветности ламп. Из всех видов освещения зданий у светового дизайна наибольший потенциал развития, особенно в крупных городах. Правильно организованное фасадное освещение — мощный инструмент в руках архитектора, позволяющий моделировать различные образы для более яркого восприятия окружающей среды.

Читайте также:
МДФ-панели для потолка: особенности материала и инструкция по монтажу

Видео

Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Daylighting and artificial lighting

__________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 52.13330.2016 с СП 52.13330.2011 см. по ссылке.
– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2017-05-08

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ – федеральное государственное бюджетное учреждение “Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук” (НИИСФ РААСН) и Общество с ограниченной ответственностью “ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ” (ООО “ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 52.13330.2011 “СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение”

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Свод правил устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных территорий, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий.

Актуализация выполнена авторским коллективом: федеральное государственное бюджетное учреждение “Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук” (канд. техн. наук И.А.Шмаров, канд. техн. наук В.А.Земцов, инж. В.В.Земцов, инж. Л.В.Бражникова, канд. техн. наук Е.В.Коркина); ООО “ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ” (инж. Е.А.Литвинская) при участии ООО “Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова” (инж. А.Ш.Черняк, канд. техн. наук А.А.Коробко); Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России (д-р мед. наук Т.Е.Бобкова); Федеральное государственное автономное учреждение “Научный центр здоровья детей” Минздрава России (канд. биол. наук Л.М.Текшева); Программа развития ООН (инж. А.С.Шевченко), ЗАО “Светлана-Оптоэлектроника” (канд. техн. наук А.А.Богданов) ОАО НИПИ “ТЯЖПРОМ-ЭЛЕКТРОПРОЕКТ” (инж. З.К.Гобачева).

Изменение N 1 к СП 52.13330.2016 разработано авторским коллективом: федеральное государственное учреждение “Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук” (НИИСФ РААСН) (канд. техн. наук И.А.Шмаров, канд. техн. наук В.А.Земцов, Л.В.Бражникова), Ассоциация “Росэлектромонтаж” (В.Н.Коротков), ОАО “ВНИПИнефть” (А.А.Полякова), ООО “ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ” (Е.А.Литвинская).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий и сооружений различного назначения, места производства работ вне зданий, площадки промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железнодорожные пути площадок предприятий, наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей.

1.2 Настоящий свод правил также распространяется на проектирование устройств местного освещения, поставляемых комплектно со станками, машинами и производственной мебелью.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на освещение подземных выработок, морских и речных портов, аэродромов, железнодорожных станций и их путей, спортивных сооружений, помещений для хранения сельскохозяйственной продукции, размещения растений, животных, птиц, а также на проектирование специального технологического и охранного освещения при применении технических средств охраны.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 21.607-2014 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации наружного электрического освещения

ГОСТ 21.608-2014 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации внутреннего электрического освещения

ГОСТ 111-2014 Стекло листовое бесцветное. Технические условия

ГОСТ 5406-84 Эмали НЦ-25. Технические условия

ГОСТ 9754-76 Эмали МЛ-12. Технические условия

ГОСТ 10982-75 Эмаль ЭП-148 белая для холодильников и других электробытовых приборов. Технические условия

ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические условия

ГОСТ 24940-2016 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 26824-2018 Здания и сооружения. Методы измерения яркости

ГОСТ 27900-88 (МЭК 598-2-22) Светильники для аварийного освещения. Технические требования

ГОСТ 30826-2014 Стекло многослойное. Технические условия

ГОСТ 31364-2014 Стекло с низкоэмиссионным мягким покрытием. Технические условия

ГОСТ 32997-2014 Стекло листовое, окрашенное в массе. Общие технические условия

ГОСТ 33017-2014 Стекло с солнцезащитным или декоративным твердым покрытием. Технические условия

ГОСТ 33086-2014 Стекло с солнцезащитным или декоративным мягким покрытием. Технические условия

ГОСТ 33392-2015 Здания и сооружения. Метод определения показателя дискомфорта при искусственном освещении помещений

ГОСТ 33393-2015 Здания и сооружения. Методы измерения коэффициента пульсации освещенности

ГОСТ EN 410-2014 Стекло и изделия из него. Методы определения оптических характеристик. Определение световых и солнечных характеристик

ГОСТ IEC 60598-2-22-2012 Светильники. Часть 2-22. Частные требования. Светильники для аварийного освещения

ГОСТ Р 54350-2015 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 54815-2011/IEС/РAS 62612:2009 Лампы светодиодные со встроенным устройством управления для общего освещения на напряжения свыше 50 В. Эксплуатационные требования

ГОСТ Р 55708-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 56926-2016 Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия

ГОСТ Р 57795-2017 Здания и сооружения. Методы расчета продолжительности инсоляции

ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний

Читайте также:
Цветы из бумаги своими руками. Мастер классы пошагового выполнения оригами с фото, шаблоны А4

СП 89.13330.2016 “СНиП II-35-76 Котельные установки”

СП 98.13330.2012 “СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии”

СП 131.13330.2012 “СНиП 23-01-99* Строительная климатология” (с изменением N 2)

СП 363.1325800.2017 Покрытия светопрозрачные и фонари зданий и сооружений. Правила проектирования

СП 367.1325800.2017 Здания жилые и общественные. Правила проектирования естественного и совмещенного освещения

СП 419.1325800.2018 Здания производственные. Правила проектирования естественного и совмещенного освещения

СП 426.1325800.2018 Конструкции фасадные светопрозрачные зданий и сооружений. Правила проектирования

СП 439.1325800.2018 Здания и сооружения. Правила проектирования аварийного освещения

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

СанПиН 2.2.4.3359-16 Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах

Примечание – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное освещение: Освещение, предусматриваемое в случае выхода из строя питания рабочего освещения.

3.2 автодорожный тоннель: Часть дороги для проезда автомобильного транспорта, имеющая перекрытие над проезжей частью, которое препятствует естественному освещению дорожного покрытия и тем самым ухудшает водителю условия видимости дорожной обстановки.

1 Понятие тоннеля распространяется и на солнцезащитные экраны, примыкающие к порталам тоннеля.

2 Под понятие тоннеля не подпадает галерея, определяемая как часть дороги, перекрытие которой на всем протяжении имеет одну или обе светопроницаемые стены.

3.3 акцентирующее освещение: Выделение светом отдельных деталей на менее освещенном фоне.

3.4 антипаническое освещение: Вид эвакуационного освещения для предотвращения паники и безопасного подхода к путям эвакуации.

3.5 боковое естественное освещение: Естественное освещение помещения через световые проемы в наружных стенах.

3.6 верхнее естественное освещение: Естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высоты здания.

3.7 внутренняя зона тоннеля: Участок тоннеля, примыкающий к переходной зоне и заканчивающийся у начала выездной зоны, а при ее отсутствии – у выездного портала.

3.8 выездная зона тоннеля: Участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к внутренней зоне и заканчивающийся у выездного портала.

Освещение фасадов: правила, ошибки и примеры

Освещение фасадов – важная задача. Свет не просто должен стать частью архитектуры здания, но и соответствовать территории вокруг – в случае частного дома подсветка фасадов и участка должны стать продолжением и дополнением друг друга, а если речь идет об общественном здании, идеальная подсветка будет соответствовать нормам и общей концепции освещения города.

С появлением светодиодного освещения работать со светом стало в разы проще, и в случае фасадного освещения это тем более хорошо. Outdoor-светильники, как правило, незаметны: видимым должен остаться только свет, а не его источник. Вместе с тем, такие светильники должны быть устойчивы к разным погодным условиям, быть водонепроницаемыми и прочными – в данном случае технология ставится превыше декора. Специализация Nobile Italia SpA, итальянского производителя предметов освещения с 25-летним опытом работы, – светодиодное освещение не только для дома – офисов, магазинов, ресторанов, баров, жилых помещений, – но и для улицы. Компания создает не просто продукт, а инновацию: все модели придумывают в собственном бюро исследований и разработок в Риме, и продают с гарантией 5 лет.

В ассортименте фабрики – светильники для архитектурной подсветки зданий и сооружений, ландшафтного освещения. Для каждого типа светильников разработан десяток моделей. Такое огромное количество типов светильников, которые используют в архитектурном освещении, объясняется разнообразием способов подсветки. Их, в свою очередь, диктует задача архитектора, а также те условия и нормы, которые сопровождают проект.

Светильники outdoor, Nobile Italia SpA

Прожекторы Nobile Italia SpA устанавливаются в грунт, на стену или потолок. Они дают яркий направленный свет. Луч можно перенаправлять по желанию – плафоны прожекторов подвижные. Такие светильники бывают разных размеров и форм. Они сделаны из нержавеющей стали и не боятся агрессивных погодных условий.

Встроенные светильники тоже можно вмонтировать в грунт, а еще в плитку, в стену, в потолок или бассейн. Обычно их используют для навигации. Подсветить таким образом можно, например, лестницу – «утопив» светильники в сами ступеньки.

Навесные светильники монтируются на стену или потолок. Для потолка используют круглые и квадратные светильники, которые дают мягкий рассеянный свет. Для стены – светодиодные светильники с моно-лучом или двунаправленным лучом, который светит одновременно вверх и вниз (например, модель Brick).

Читайте также:
Как носить коралловый в этом сезоне: стильные примеры на каждый день

Кроме того, в ассортименте марки есть светильники-столбики, которыми можно, например, подсветить дорожку к дому. Это светильники с двунаправленным излучением. Благодаря лаконичному дизайну они не бросаются в глаза, но дают достаточно света.

Фасад частной резиденции. Для освещения используются встроенные и настенные Nobile Italia SpA.

Фасад частной резиденции. Окна и двери подсвечены по вертикали настенными светильниками Nobile Italia SpA.

Юлия Жаркова директор бюро светодизайна «Культура Света»

С чего начать работу над освещением фасада

Чтобы освещение получилось хорошо, свет должен стать частью архитектуры здания. Если это уже построенное здание, мы изучаем историю его создания: кто был архитектором, в чем особенности архитектуры и изначальное предназначение постройки. Если это новое строительство, обсуждаем с архитектором архитектурную идею здания: какие у него есть особенности, в чем его функциональное назначение (бизнес-центр, жилой дом или спортивный комплекс). Важно изучить объект проектирования на месте: где расположено здание, что его окружает, является оно архитектурной доминантой или вписано в окружающую застройку, какая среда вокруг, как решено уличное и архитектурное освещение рядом с объектом – освещенное здание станет частью городской среды.

Фасад частной резиденции, освещение – Nobile Italia SpA. Архитекторы использовали настенные светильники Brick с двунаправленным излучением. Для подсветки лестницы – встроенные светодиодные лампы.

Как меняется подход к проектированию фасада в зависимости от особенности здания: частный дом или общественное пространство

Для общественных зданий предусмотрены нормы освещения, которых нужно придерживаться. Нельзя превышать или занижать определенные значения яркости на фасадах здания. Проект архитектурного освещения здания должен быть согласован с городскими структурами (для Москвы это Москомархитектура для всех объектов, и Москомнаследие для исторических зданий) на предмет художественной выразительности, соответствия нормам и общей концепции освещения города.

Освещенное здание должно быть вписано в окружающее городское пространство, и подсветка не должна вызывать дискомфорт у водителей и прохожих.

С частным домом одновременно и проще, и сложнее. Проще, потому что нет строгих норм и правил, сложнее – потому что нормы заменяют вкус и предпочтения заказчика. В городе человек проходит мимо освещенного здания и обращает внимание на освещение, только если оно его раздражает. В доме и на участке человек проводит часть своей жизни, отдыхает, общается с семьей, и свет становится ответственным за атмосферу и настроение в доме. Освещение дома, как часть архитектуры, выражает индивидуальность его хозяина.

Светильники-стойки для наземного монтажа с двунаправленным излучением, Nobile Italia SpA.

Какие моменты нужно учитывать и на что стоит обратить особенное внимание

При проектировании архитектурного освещения нужно учитывать освещение застройки рядом и уличное освещение вокруг – чтобы наше решение не выбивалось из общего контекста. При выборе приемов освещения и приборов, особенно декоративных светильников на фасаде, необходимо учитывать архитектурный стиль здания. При выборе цветовой температуры источников света нужно учитывать материалы фасадной отделки, чтобы свет не искажал цвет фасада. Характер отражения материала отделки фасада – матовый, зеркальный, глянцевый – будут сильно влиять на итоговое впечатление от освещенного здания. А еще нужно иметь в виду, что определенные приемы освещения очень хорошо демонстрируют качество отделки фасада, особенно штукатурки.

Нужно изучить конструкторскую документацию фасада и проект электричества здания, чтобы придуманные приемы освещения можно было реализовать: как будет проложен кабель к светильникам, как сделать закладные для кронштейнов, где установить щит управления освещением, какая мощность выделена на архитектурное освещение.

А самое важно в проектировании освещения – это найти идею, которую несет проект и благодаря которой свет станет неотъемлемой частью архитектуры.

Фасад отеля W les Trois Rocs (Вербье, Швейцария), подсвеченный разноцветными лампами. Прожекторы и встроенные светильники Nobile Italia SpA бывают и с цветными светодиодами (RGB LED).

Какие ошибки чаще всего совершают дизайнеры, проектируя освещение фасада

Самая частая ошибка – проектирование без учета факторов, которые мы разобрали в предыдущем пункте. Например, разработка освещения фасада на узкой улице без учета уличного освещения может привести к тому, что на уровне первого-второго этажей реальная картина не будет соответствовать картинке в концепции вообще. И вместо мягких холодных световых акцентов на простенках мы увидим на фасаде яркие пятна теплого спектра от уличных фонарей, совершенно не привязанных к архитектурному ритму фасада.

Еще одна ошибка – слишком доверять расчетным программам и не проверять свои решения «в полях», не экспериментировать с реальными приборами разных производителей на реальных фасадах. Чем раньше в проект придет светодизайнер, тем лучше и красивее получится проект архитектурного освещения в реализации, а не останется красивой картинкой.

По моему опыту, самые удачные проекты архитектурного освещения получаются в плотной работе с архитектором проекта.

Слева – лестница, подсвеченная встроенными светильниками Nobile Italia SpA, справа – дорожки и бассейн, тоже с подсветкой Nobile Italia SpA.

В России компанию Nobile Italia SpA представляет Archistudio.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: